Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

Победоносец Георгий

В Перми демонстрируют запрещённый портрет маршала Жукова

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

В Центральном муниципальном выставочном зале развёрнута экспозиция советского плаката из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» под названием «Арт.поддержка», приуроченная ко Дню Победы.

выставка

Однако ключевым экспонатом стал уникальный портрет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова верхом, который на 30 лет оказался подвергнут незаслуженному забвению. Пожалуй, впервые широкая публика может непредвзято составить мнение об экспонате, который 60 лет назад был… уликой против полководца.

Дедушка мема

Основу выставки составили лучшие образцы агитационной графики, «Окон ТАСС» и политической карикатуры тридцатых-сороковых годов. Здесь и хрестоматийные работы, как незабываемый плакат «Родина-мать зовёт!», и основательно забытые, которые публике не предъявляли по полвека.

Ряд работ вызывает актуальные сравнения. Такова, к примеру, карикатура «Леди и джентльмены». Пожилая почтенная дама, явно старушка Европа, мило болтает с двумя мордоворотами — один из них носит свастику; в то время, как она отвернулась, чья-то ручища с топором-фасцией похищает у неё из коляски младенца с нашивкой на пелёнке «мир»… Минуло 80 лет, и снова в Старом Свете заводят речи разной степени вкрадчивости, но с тем же смыслом, снова подзуживают народ против народа. Разве что современные поджигатели войны носят другие символы, однако и свастика встречается.

Плакат не только высмеивал и разоблачал, но вдохновлял и звал. В те годы он был неизменным спутником жизни: попадался и в учреждении, и на улице, и во фронтовой землянке. Сила этого вида искусства была в том, что он оперировал простыми и ясными образами и обращался к естественным чувствам. Потому и был доступен миллионам людей разного возраста и пола независимо от уровня образования и места проживания. Тем более что над плакатами работали выдающиеся мастера Кукрыниксы, Пётр Караченцов (кстати, отец знаменитого киноактёра), Ираклий Тоидзе, Виктор Корецкий и другие. Стараниями Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) были привлечены более 130 художников и около 80 литераторов.

выставка

Неслучайно к созданным ими образам прибегают и сейчас, не только по причине напряжённой международной обстановки и провозглашения необходимости нового индустриального прорыва, постепенно овладевающей обществом. Нынешние дизайнеры и блогеры пользуются идеями, порождёнными блестящими предшественниками, подчас сами того не осознавая. Советский агитплакат — прямой предшественник современных коллажа, интернет-мема и «фотожабы».

Однако сердце выставки — тот самый конный портрет маршала Жукова «Победа», который использовали против военачальника, чтобы его скомпрометировать.

Портрет как компромат

Один из ведущих живописцев Страны Советов, народный художник РСФСР Василий Яковлев (1893—1953) написал это полотно размером 3х2 метра в 1946 году; полководец ему для этого не позировал. Более того, утверждают, что маршал, по окончании боевых действий командовавший сначала в советской зоне ответственности в Германии, позднее в Одесском, Уральском военных округах, узнал о существовании картины за два месяца до того октябрьского 1957 года пленума ЦК КПСС, на котором ему припомнили пресловутый «бонапартизм». А когда узнал, распорядился передать в музей Советской армии: «Может, когда-нибудь пригодится». Художника к тому времени уже не было в живых.

Автор изобразил маршала на фоне разгромленного Берлина гарцующим на коне Кумире, том самом, на котором Жуков принимал парад в июне 1945 года. Картина военачальнику понравилась, прежде всего потому, что он почувствовал любовь художника к Красной армии, разгромившей самого страшного врага в истории нашего Отечества. Сознательно прибег автор к такому приёму или же рукой живописца водили свыше, однако сюжет сразу напоминает святого Георгия Победоносца, повергающего змея... Незаурядный творец, выросший до поры воинствующего атеизма, Яковлев не мог не осознавать такого символизма: и тот Георгий, и другой!

История не донесла, «прочитали» ли такую символику заседавшие на пленуме, однако положенного ушата негатива инициаторы атаки на маршала добились. Портрет вывесили в Кремле на всеобщее обозрение, где он снискал ожидаемую критику и пробудил старые обвинения в пресловутом «бонапартизме».

Нельзя сказать, что картину не видели обычные советские люди. После пленума её возили по предприятиям, институтам и учреждениям, демонстрируя как образец неподобающих наклонностей. Запятнав маршала в глазах партийных функционеров, Никита Хрущёв, опасавшийся конкуренции со стороны полководца, также желал теперь опорочить его и в глазах широких масс граждан.

Однако это было сложнее. Георгий Константинович продолжал оставаться суперпопулярной личностью. Его любили, почитали, ему посвящали стихи, поднимали за него тосты. В конечном итоге картину надолго спрятали от глаз народа.

Яковлев написал три варианта портрета. Тот, что сейчас экспонируется в Перми, и второй, размером поменьше, стали достоянием Дирекции художественных выставок и панорам (будущий РОСИЗО). Снова к такому образу полководца обратились лишь в конце восьмидесятых. Как сообщили организаторы, с подобающим масштабом экспонат демонстрируется, пожалуй, впервые. Третий вариант картины обрёл пристанище в Музее обороны Ленинграда.

Выставка будет работать до 10 июня в Центральном выставочном зале (Комсомольский пр., 10).

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть