Пермь,
27 апреля 2024 г., суббота

Компрос — обновить, «Арбат» — открыть!

В Перми обсудили будущий вид Комсомольского проспекта и новую концепцию для пешеходной улицы

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

Городские власти, архитекторы, историки и специалисты по городскому планированию на состоявшемся заседании Градостроительного совета обсудили концепцию развития двух значимых для Перми объектов — Комсомольского проспекта и пешеходной части ул. Пермской. По обоим проектам у экспертов осталось много вопросов, но с предложенными концепциями они согласились.

проект компрос

Пошаговое решение

«Мы начинаем готовиться к празднованию 300-летия Перми. Составлен перечень объектов, которые будут существенно изменены к этой дате. Среди них Комсомольский проспект, ул. Ленина, эспланада, набережная. Комсомольский проспект — один из самых характерных архитектурных ансамблей города, он любим жителями и должен преобразиться, сохранив всё то главное, что было в нём заложено изначально», — с этих слов начал заседание Градостроительного совета глава Перми Дмитрий Самойлов.

Перерождение Комсомольского проспекта по предварительной концепции состоит из нескольких блоков: обновление всех фасадов от пересечения с ул. Монастырской до ул. Чкалова; второе рождение и оживление бульварной части — аллеи «Тихого Компроса»; стандартизирование парковок, уличного освещения, архитектурной подсветки и приведение всего проспекта в некий единый смысловой ансамбль.

По словам Дмитрия Самойлова, бюджет на все работы зависит от того, какие именно варианты внутри общей концепции предстоит выбрать, предварительно его можно оценить в сумму от 900 млн до 1,5 млрд руб. Сроки пока тоже расплывчатые, но уже очевидно, что реализация проекта займёт не менее четырёх лет.

Саму концепцию представила директор МКУ «Институт территориального планирования» Елена Ермолина. По её словам, главная цель — сделать проспект безопасным и комфортным. Проведённый анализ показал, что, например, во многих местах ширина тротуаров меньше нормативных 3 м, часто встречаются хаотичные парковки, а аллея плохо освещена, к тому же по ней неудобно гулять — она постоянно прерывается квартальными проездами.

проект пермская

Единый стиль проспекта также отсутствует — лоджии хаотично застеклены, большое количество рекламы, беспорядочное размещение торговых павильонов. При этом владельцы магазинов оформляют входные группы на свой вкус и цвет. Сегодняшнее озеленение проспекта существует по принципу «где пусто, где густо». Нет места и для организованного движения велосипедистов.

«В результате постепенных изменений оказался нарушенным первоначальный образ и исчезла целостность проспекта. К примеру, сначала уличное освещение создавалось в единообразном стиле под сталинский ампир, в 1970-е годы уже образовался гибрид из совершенно разных течений», — пояснила Елена Ермолина.

В качестве образцов директор Института территориального планирования привела Москву, где на основных улицах освещение подчёркивает исторические фасады, а малые архитектурные формы делают пространство современным и гармоничным. По мнению докладчика, необходимо зонировать проспект с помощью различных типов покрытия: проезжая часть — асфальтобетонное покрытие, пешеходные зоны и парковки — плитка.

Изюминкой концепции стала возможность продолжения бульварной зоны по Октябрьской площади. Кстати, с пешеходной частью она существовала вплоть до начала 1980-х годов.

От общего к частному

Примечательно, что в стадии обсуждения доклада все вопросы и выступления сводились не к концепции в целом (активных её противников не было), а к частным моментам. Например, каким образом предстоит договариваться с собственниками квартир, чтобы они привели свои балконы к единому стилю, или как ограничивать движение на перпендикулярных улицах, чтобы пешеходы не чувствовали дискомфорта при прогулках по аллее. Другой не менее важный вопрос: где будут размещаться автомобили при ликвидации парковок, сейчас все прилегающие дворы ими просто забиты.

Дмитрий Самойлов подчеркнул, что обсуждается общая концепция, а не готовый к утверждению проект.

Архитектор Виктор Щипалкин предложил рассмотреть возможность обустройства подземных парковок и подземных переходов. На это глава города парировал дороговизной реализации таких идей и сложными коммуникациями под проспектом. «Уходить минимум на 8 м вниз — это почти метро», — заметил Дмитрий Самойлов.

Главный архитектор Перми с 1970 по 1997 год Геннадий Игошин отметил, что на всех представленных слайдах солнечная прекрасная погода, но «в Перми семь месяцев — зима», и надо бы подумать, какие цвета применить для оформления фасадов, чтобы зимой не было набившей оскомину серости.

«Комсомольский проспект можно сравнить с деревом, где он — это ствол, но есть ещё и ветки — соседние и пересекающие улицы. Необходимо подумать над глубиной концепции, затрагивающей их. Отмечу, в презентации всё время упоминаются велодорожки, но у нас короткое лето, а зимой почти никто не катается. Может быть, для велосипедистов в городе необходимо выделять не дорожки, а отдельные зоны? Главный вопрос: что делать с Октябрьской площадью? Сегодня она лишилась всех признаков площади, это просто территория», — прокомментировал концепцию ещё один бывший главный архитектор Перми Сергей Шамарин.

Архитектор Виктор Щипалкин предложил создать что-то похожее на генплан, но относительно проспекта, чтобы его планомерно изменять в течение десятилетий. Краевед Лев Перескоков поддержал коллегу и предложил реализовывать концепцию поэтапно, чтобы она была ориентирована не на скорость, а на качество. Например, к юбилею города сделать что-то одно из задуманного, а через 10 лет реализовать что-то более сложное, например приведение в порядок всех фасадов.

В итоге Дмитрий Самойлов сделал заключение: благоустраивать проспект необходимо, но так как нет единого мнения среди членов совета, то концепция пока не принимается в целом, а будет дорабатываться до следующего заседания в конце сентября.

Дмитрий Самойлов, глава Перми:

— Прошу особо проработать следующие моменты: всесезонность проспекта, взаимодействие с краевой инспекцией по охране памятников, перекрёстки с точки зрения пешеходного и автомобильного маршрутов, вопросы, связанные с Октябрьской площадью.

Дорогу автомобилям!

Вторым вопросом градсовет рассмотрел концепцию развития ул. Пермской (от Комсомольского проспекта в сторону ул. Сибирской вплоть до Разгуляя).

«Надо называть вещи своими именами — эта часть улицы не выполнила того предназначения, которое предполагалось», — отметил Дмитрий Самойлов, имея в виду «пешеходный смысл», который пытались придать улице.

На предыдущем градсовете Институт территориального планирования предложил три варианта развития улицы: полностью открыть для автомобилей, принять компромиссный вариант с «успокоенным» автодвижением или вернуть в полностью пешеходный вид. Тогда большинством голосов решили остановиться на втором варианте, но с условием его последующей доработки. В этот раз на градсовете представили более развёрнутую концепцию.

Суть следующая: сделать движение односторонним в сторону Комсомольского проспекта, но приоритет отдать пешеходам. Каким образом? Автомобилистам оставить полосу шириной 3,5 м, а пешеходам — 17 м. Получается, по меткому выражению первого заместителя главы администрации города Виктора Агеева, улица «с преимуществом для пешеходов».

Концепция Института территориального планирования предполагает тест: открыть одну полосу, а в выходные и праздничные дни перекрывать улицу для ярмарок, концертов и выступлений. Если народ опять проигнорирует нововведение, вернуться к обсуждению варианта полного открытия автодвижения.

Дискуссия свелась к двум моментам: если открыть даже одну полосу, то не превратится ли улица в обычную парковку? И чем наполнять пешеходную часть, если бизнес не справился в прошлый раз? Где гарантия, что справится сейчас?

По мнению Елены Ермолиной, первую проблему можно решить, создав отдельную платную парковочную зону, где цена будет «значительно выше, чем на обычной платной парковке». Вторую — массовым «бомбардированием» активностей. Она предположила, что участок можно наполнить экскурсионными тематическими маршрутами, связанными с историей города и края. В идеале же пешеходную часть можно продлить до Разгуляя, тогда появится связь с исторической частью, той, где и возникла Пермь.

«Мы не хотим, чтобы ул. Пермская стала конкурентом уже сложившимся местам отдыха. Она — дополнение им», — пояснила докладчик. Привлечение жителей можно стимулировать и «элементами тактического урбанизма» — озеленением, арт-объектами, лавочками. Дмитрий Самойлов поддержал Елену Ермолину и предложил к реализации её вариант.

Бизнес голосует за перемены

«Когда идёшь мимо и смотришь на ул. Пермскую, то всей душой хочешь, чтобы она оставалась пешеходной, но когда сам по ней прогуливаешься, то такого желания уже не возникает», — поделился ощущениями представитель компании «НОВОГОР-Прикамье» Сергей Касаткин.

На совете также объявили, что те бизнесмены, которые продолжают работать на ул. Пермской, единодушны во мнении — здесь точно нельзя возвращаться к пешеходному варианту. Необходимо открыть автодвижение в любом его виде. «Без проезжей части этой улице не выжить», — говорит пермский предприниматель Валерий Бирюков.

«В своё время я вложила 10 млн руб. в бизнес. Раньше улица была живой, но потом всё пришло в упадок. Скажу честно, я держу там цветочный бизнес только за счёт другого своего бизнеса. Моё предложение — открыть улицу для автомобилей», — поддерживает Бирюкова Людмила Михеничева, владелец кафе на ул. Пермской.

По мнению директора компании «Марта» Яны Никитиной, нельзя ограничиваться кварталом от Компроса до ул. Сибирской, развивать надо всю улицу. «Развитию улицы поможет включение её в список проведения ярмарок на следующий год», — предлагает Яна Никитина.

В итоге глава города Дмитрий Самойлов в заключительном слове предложил выбрать в качестве основного обозначенный вариант с «успокоенным» движением, но проработать детали воплощения идеи в жизнь. Большинство членов градсовета его поддержали.

Примечательно, что в последнее время со всех заседаний градсовета ведутся интернет-трансляции, чтобы сделать процесс обсуждения открытым и гласным.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть