Пермь,
28 марта 2024 г., четверг

Александр Башминов: Нашу команду пока рассматривают как трамплин для перехода в другие клубы

Генеральный директор БК «Парма» — о новом сезоне, финансовых перспективах и роли команды в спортивной иерархии региона

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

Баскетбольный клуб «Парма» 10 октября официально начинает сезон 2018/2019 впервые в роли флагмана пермского спорта. Он должен стать самым амбициозным в недолгой истории клуба — задача попасть в плей-офф стоит уже не как рекомендация, а как цель. Команда в межсезонье сменила больше половины состава, а в структуре клуба появилась новая должность — президент, которым стал Сергей Богуславский.

Башманов

— Так как наше интервью проходит накануне старта чемпионата, то расскажите, какие у вас цели на сезон?

— Задача у нас одна — попадание в зону плей-офф (минимум восьмое место — ред.). Считаю, что она для нас амбициозная, но выполнимая. Что касается Кубка России, то здесь у нас появится возможность попасть в «Финал четырёх». Для этого мы должны в ближайшие два-три месяца «подтянуть» молодёжь. Но в этом турнире мы не ставим задачи во что бы то ни стало выиграть, главное здесь — дать возможность молодым игрокам вырасти в профессиональном плане.

— «Парма» сегодня фактически стала главным спортивным клубом края. Ощущаете свою исключительность?

— Не могу оценить то внимание, которое уделялось футбольному клубу. Но могу сказать, что внимание властей для нас крайне важно, так как развивать амбициозный проект без этого невозможно. Представить лет 30 назад, что баскетбол станет «спортом номер один» в регионе, было невозможно. Но чтобы поддержать этот статус, нам нужно строить сильную команду.

— В межсезонье произошёл массовый уход игроков и массовый приход новичков на их место. Это необходимость или вынужденный шаг? И почему контракты с игроками заключаются в основном на один сезон?

— Это вынужденная ситуация. Могу сказать, что всем игрокам мы предлагаем двухлетние и даже трёхлетние контракты, но большинство игроков отказываются, так как мы не можем им предложить кратный уровень зарплаты на следующий сезон. На сегодняшний день «Парма» — прежде всего трамплин для игроков, они рассматривают нас как переходную команду, чтобы попасть потом в более состоятельный клуб. Да, это положение вещей нас не устраивает, мы не хотим каждый сезон менять 50—60% состава, но такова реальность. Чтобы ситуация изменилась, нам нужен финансовый рост и стабильность в долгосрочной перспективе. А пока показателем нашей работы служит в том числе и то, что все ушедшие в межсезонье игроки заключили финансово более выгодные для себя контракты в новых командах.

На сегодняшний день все легионеры, кроме одного, заключили с нами однолетние контракты. Двухлетний лишь у Эйгирдаса Жукаускаса, но и у него есть опция в соглашении, что он может покинуть «Парму» с выплатой выкупа
в случае получения более привлекательного варианта.

Башманов

— Клуб отошёл от первоначальной концепции со ставкой лишь на местных игроков. Почему это произошло?

— Мы бы очень хотели, чтобы команда состояла только из местных воспитанников, но уровень соревнований, в которых мы участвуем, и уровень наших игроков пока несопоставим. Важно понять: чтобы росли молодые игроки, особенно местные, пермские, нам нужно усиливать состав и, соответственно, конкуренцию, в том числе и качественными легионерами. Такого количества молодых игроков, как в «Парме», которые максимально допущены к основному составу, почти нигде нет. Конкуренция может поднять местных ребят на более высокий уровень.

Приведу два примера с местными воспитанниками. Александр Винник в 2012 году работал оператором газовой заправочной станции и к своим 20 годам участвовал лишь в любительских соревнованиях трудовых коллективов. В «Парме» он добился многого: сейчас он обладатель Кубка России, вызывался в сборную. Этого он добился только за счёт партнёров и конкуренции. Дальше всё зависит только от него.

Другой пример — Иван Ухов. Он прошёл через сито жесточайшей конкуренции. Его тренеры Вячеслав Шушаков и Владимир Полуянов в начале пути делали ставку и на других ребят. Будучи воспитанником колледжа олимпийского резерва, он выдержал, 15-летним играл на мужском первенстве города, в Урало-Сибирской зоне Первой лиги. За сезон играл не менее 70 матчей против взрослых и вырос в Игрока с большой буквы. Конкуренция позволила ему вырасти в игрока сборной России — теперь он перешёл в ЦСКА. Его пример должен указать нашим молодым звёздочкам путь, к чему стремиться и чего можно достичь в системе нашего клуба.

Поймите, с молодой пермской командой нас никто не ждёт в лиге, с командой, которая проигрывает и будто бы прогрессирует. Местные могут вырасти только в условиях жёсткой конкуренции, поэтому без легионеров нам пока никак не обойтись. В противном случае не будет никакого прогресса, не нужно строить иллюзий.

Но отмечу, что у нас создаётся хорошая база для местных. В теории мы сможем стать не клубом — донором для более богатых команд, а сами превратиться в баскетбольный центр, в том числе с местными ребятами.

— Почему «Парма» не участвует ни в каких европейских турнирах? Была информация, что клуб пытался попасть в Кубок ФИБА.

— Мы не можем выступать, потому что в регламенте ФИБА есть строка, что команды из нижней трети турнирной таблицы своих чемпионатов выступать в еврокубках не могут. Поэтому, чтобы выступать в Европе, нужно попадать в плей-офф.

— Как получилось, что клуб уже подписал контракт с Дмитрием Соколовым, а он буквально в течение недели объявил о завершении карьеры?

— Перед заключением контракта с ним мы, конечно же, провели медицинское обследование. Но проблема заключается в том, что, уже подписав контракт, он травмировал другое плечо, не то, которое его раньше беспокоило. Этого ни он, ни мы не могли предвидеть. Жалко, конечно, я очень хотел его видеть у нас, он из той «олдскульной» когорты игроков, которые лягут на амбразуру, но выполнят задачу, чего не хватает многим молодым сегодня. Но могу сказать, что он поступил очень порядочно и никоим образом финансово клуб не обременил.

— Можно ли сказать, что комплектование команды завершено?

— Состав сформирован, но мы можем усилиться по ходу сезона. Возможность для этого у нас есть.

— На заседании гордумы в конце августа вы заявили, что бюджет «Пармы» — 218 млн руб. Этих денег достаточно, чтобы выполнить главную задачу — попасть в плей-офф?

— Озвученная цифра — это бюджет прошлого сезона. Расходная часть на этот сезон пока не изменилась, но надеюсь, что появление должности президента клуба и назначение Сергея Богуславского приведёт к увеличению бюджета за счёт собственных привлечённых средств. Рассчитывать на увеличение расходов со стороны бюджета Перми и края не приходится — там цифры определены (60 млн и 70 млн руб. соответственно — ред.). Остальная часть расходов в основном сложилась следующим образом: спонсорская помощь компании «Т Плюс» — 60 млн руб., «ЭР-Телеком» — 10 млн руб. и выручка от продажи билетов — примерно 7 млн руб.

Финансовый потенциал у нас хороший, например за счёт продажи билетов. Но опять же — этот ресурс не безграничный: даже если полностью продавать все места на стадионе на всех матчах, то это, конечно, увеличит прибыль, но не поставит нас в число лидеров по бюджету среди команд Лиги ВТБ. Нужно искать и другие источники финансирования.

Достаточно ли имеющихся у нас на сегодня возможностей, чтобы гарантировать выполнение главной задачи? Посмотрите, какие российские клубы постоянно попадают в плей-офф. Есть пять команд, которые стабильно попадают в эту часть чемпионата. И есть несколько команд, которые бьются за попадание в плей-офф и не всегда с этой задачей справляются. Повторюсь, для нас эта задача до сих пор является амбициозной, но выполнимой. Да, есть примеры, когда команды с небольшими бюджетами попадали в плей-офф, и мы намерены этот список пополнить. Команду мы строили исходя из данной задачи. А вообще у российских команд, которые стабильно попадают в эту стадию турнира, бюджеты начинаются от 600 млн руб.

— Как обстоят дела с поиском генерального спонсора?

— На сегодняшний день очереди из претендентов нет, но работа идёт постоянно. Потенциальных спонсоров тоже можно понять — они хотят получать что-то для себя взамен. Поэтому мы работаем в том числе и над самопродвижением, узнаваемостью. Нельзя просто так ходить по предприятиям и просить денег, нужна концепция «мы вам интересны, потому что...».

— По крайней мере, можно отталкиваться от того, что матчи «Пармы» — самые посещаемые в России.

— Так и есть. Да, мы самые посещаемые, но немалая доля билетов на игры была бесплатной. То есть заполненный на 100% стадион «Молот» совершенно не означает, что на игру были проданы все билеты. И с нового сезона этот потенциальный ресурс для привлечения финансов мы будем использовать максимально полно. Бесплатные билеты останутся, но только для наших социальных проектов, благотворительности, и их доля значительно сократится. Мы намерены больше зарабатывать на этой статье доходов. С другой стороны заверю, что поднимать цены мы не будем, а на некоторые позиции, наоборот, немного снизим, в частности в партер.

— Во сколько в среднем обходится организация одной игры?

— Мы платим аренду, оплачиваем свет, звук, организацию шоу, охрану, мед-
обеспечение и т. д. Одна игра обходится в среднем в 1,5 млн руб. И даже аншлаги с реализацией сувенирной продукции не окупали расходы. То есть в этом вопросе нам для начала нужно хотя бы выйти «в ноль». Но ещё раз отмечу, что даже если мы будем зарабатывать на билетах в несколько раз больше, чем раньше, то это кардинально не изменит ситуацию с доходами. Нужно искать и другие способы.

Не надо забывать одну важную деталь: в Единую лигу ВТБ пока только принимают команды, по своей воле никто не вышел. Рано или поздно может наступить такой момент, что руководство лиги будет рассматривать заявки новых команд и решит допустить наиболее состоятельную. И если новая заявка будет финансово весомее нашей, то существует риск того, что нас могут заменить другим клубом.

— Буквально пару недель назад было объявлено, что в клубе появились новая должность и новый человек — президент Сергей Богуславский. Расскажите, как теперь будут делегироваться полномочия в руководстве.

— Я остаюсь на прежней должности генерального директора. Функционал мой не поменяется. Полномочия президента прозрачно обозначены — улучшение финансовой составляющей, привлечение спонсоров, сегмент маркетинга также будет находиться в подчинении у президента. При этом назвать Сергея Станиславовича новым человеком нельзя, он с 2014 года является членом Совета фонда развития пермского баскетбола «Парма».


богуславский

Сергей Богуславский, президент БК «Парма»:

— Нам необходимо немного изменить экономическую модель клуба. Современная реальность ставит нам задачи больше зарабатывать самостоятельно и меньше ориентироваться на привлечение бюджетных средств. Главная задача — выжать максимум финансовых возможностей. Во-первых, считаю, что у нас не до конца реализован потенциал превращения затрат в доходы — у нас есть такие статьи расходов, как страхование, транспорт, которые можно превратить в доходы. Например, в прошлом году статью расходов «Питание» превратили в финансовую помощь. Также считаю, что мы можем лучше использовать маркетинг. Фактически «Парма» стала спортивным брендом номер один в крае, и это тоже нужно использовать.

В глобальном смысле нам нужно думать, как перейти на следующий уровень, когда мы можем задерживать игроков у себя, чтобы у нас был костяк и мы могли ставить более амбициозные задачи.

Мазурс

Николайс Мазурс, главный тренер БК «Парма»:

— При комплектовании команды мы исходили из своих возможностей. Мы искали талантливых и атлетичных игроков, которых собираемся вывести на новый уровень, они должны у нас прогрессировать. Считаю, что в прошлом году селекционная работа была успешной, в этом году состав немного моложе. С подписанием контракта с Янисом Блумсом у нас появился баланс между опытом и молодостью.

Если говорить о чемпионате в целом, то думаю, что конкуренция в лиге в новом сезоне усилится. Команды, которые не очень успешно сыграли в прошлом сезоне, сделали изменения
в селекции, добавили в состав иностранцев. Поэтому будет непросто.

Информация сайта «Новый компаньон»

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть