Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

К доктору без очереди

Попасть на приём к участковому врачу стало в четыре раза легче — таковы результаты проекта «Новая поликлиника»

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

Моя соседка Ольга Андреевна — активная пенсионерка. Летом она на даче, а зимой частенько её вижу то с лыжами, то с палками для скандинавской ходьбы. Недавно встретились, и она поделилась: «Приболела. Сначала врача вызвала, а потом на приём в поликлинику к участковому пошла. Думала, что времени и сил потрачу немало, а получилось очень быстро. Да и поликлинику нашу совсем не узнать — красиво стало. Встретила свою бывшую коллегу, она мне говорит, что на приём к участковому терапевту теперь можно попасть в течение двух-трёх дней. Я удивлена и рада таким переменам!»

новая поликлиника

Вот так высоко Ольга Андреевна и многие тысячи жителей Пермского края оценивают проект «Новая поликлиника», который стартовал в апреле 2017 года. Цель проекта — увеличение доступности медицинской помощи в поликлиниках. Было определено несколько направлений. Первое и, пожалуй, самое простое — ремонт медицинских учреждений, чтобы создать комфортные условия для врачей, медперсонала и пациентов. В 2018 году в 48 поликлиниках края отремонтировали зоны ожидания и регистратуры, в 90 поликлиниках установили инфоматы, ещё в 36 поликлиниках инфоматы появились уже в 2017 году. Помимо этого начала работу специальная система видеомониторинга, позволяющая отслеживать ситуацию с очередями в поликлиниках всего края в режиме реального времени.

Как пояснили в краевом минздраве, одновременно в работу поликлиник стали внедрять методы бережливого производства: открыли кабинеты для выдачи справок и оказания неотложной помощи, а также предприняли шаги для разгрузки участковых врачей от непрофильной и «бумажной» работы.

Изначально в проекте приняли участие 12 поликлиник, которые стали пилотной площадкой по внедрению новых принципов работы. Этот эксперимент изменил ситуацию, которая складывалась годами. Смелый шаг, нацеленный на изменения, дал результаты. Сегодня проект работает уже во всех поликлиниках края.

Главная задача проекта — сделать приём участковых терапевтов и педиатров более доступным. Это было требованием жизни. Жители всех районов Пермского края жаловались на невозможность получить консультацию доктора вовремя. Время ожидания приёма в среднем составляло 11 дней, а в некоторых поликлиниках достигало двух недель! За первые пять месяцев реализации проекта этот срок удалось сократить почти в четыре раза. В сентябре 2018 года среднее время ожидания ближайшего приёма участкового сократилось до одного-двух дней.

Ещё одна проблема в работе поликлиник стояла очень остро — приём «незаписанных» пациентов. Кто хоть раз бывал в медучреждении, наверняка сталкивался с теми, кто пришёл на приём без записи. По разным причинам. Это сбивало график работы врача. В настоящее время ситуация уже изменилась. Сокращение времени ожидания визита к доктору позволило увеличить число пациентов, предварительно записавшихся на приём, на 25%, и сейчас по предварительной записи принимается две трети пациентов. Изменилась и структура записи. Если в октябре 2017 года каждый десятый записывался на портале k-vrachu и ещё каждый десятый — через call-центр, то в октябре 2018 года через портал уже записывались 34% пациентов, через call-центр — 18%. В 2019 году планируется создание единого call-центра для записи в поликлиники с единым номером.

Итак, как говорится, подведём итог: при новой форме организации работы количество посещений пациентами участковых врачей выросло на 13% в пилотных поликлиниках и на 19% — в тиражируемых. В среднем количество посещений выросло за год на 16%.

За счёт перераспределения рабочего времени, внедрения методов бережливого производства, управления записью к врачу (предварительное напоминание пациентам о визите), а также увеличения времени приёма зарплаты участковых врачей в поликлиниках увеличились за год на 23%.

Доступность приёма участкового врача — это важный принцип системы здравоохранения, но не единственный. Поэтому проект «Новая поликлиника» охватил и другие стороны оказания амбулаторной медицинской помощи.

Одним из самых успешных и результативных проектов в 2018 году стало введение новой схемы профилактических осмотров годовалых и трёхлетних детей. Новую методику апробировали на базе Городской детской клинической поликлиники №6. Раньше профилактические осмотры детей занимали в общей сложности около 10 часов, так как приходилось записываться к каждому специалисту отдельно, приходить в поликлинику несколько раз из-за несовместимости рабочих графиков врачей разных специальностей. Для мам и малышей это было серьёзным испытанием. После введения новых принципов организации работы осмотр занимает в среднем чуть более одного часа! В поликлиниках выделяется специальный день для проведения профосмотров, все необходимые врачи располагаются в соседних кабинетах. Сразу же специалисты отметили рост количества ребятишек, которые прошли профилактические осмотры полностью.

Сравним показатели. Если за шесть месяцев 2017 года профилактические осмотры в поликлинике прошли лишь 290 детей (10% от числа тех, кто должен был пройти осмотры при достижении возраста одного года и трёх лет), то уже за шесть месяцев 2018 года профосмотры прошли 945 детей — 48% от годового плана. Притом в 2017 году 102 пациента так и не завершили осмотры в нужный срок, а в 2018 году таких уже не оказалось. Сегодня аналогичные подходы тестируются при профилактических осмотрах беременных женщин и при проведении диспансеризации взрослого населения.

Ольга Федина, руководитель проектного офиса «Новая поликлиника» Министерства здравоохранения Пермского края:

— Можно с уверенностью сказать, что проблему доступности участковых врачей мы решили в большинстве поликлиник Пермского края. Сейчас в лучших поликлиниках попасть к участковому врачу можно прямо в день записи, но работы ещё много. Следующая, более амбициозная задача проекта — решить вопрос доступности узких специалистов. Сейчас в разных поликлиниках края мы запустили «пилоты» по доступности к таким узким специалистам, как офтальмолог, хирург, уролог, травматолог, акушер-гинеколог, стоматолог, невролог, оториноларинголог и ряд других. Если «пилотам» удастся найти эффективное тиражируемое решение вопроса доступности, то мы обязательно запустим аналогичные решения во всех поликлиниках региона.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть