Пермь,
26 апреля 2024 г., пятница

Мечты и реальность

Пермь готовится к грядущему юбилею

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

На прошлой неделе Пермская туристическая гильдия при поддержке Пермской городской думы и краевого правительства провела круглый стол «Туризм и 300-летие Перми». Местом встречи стала площадка Музея современного искусства PERMM. В развёрнутой дискуссии приняли участие эксперты туристской сферы, историки, преподаватели и студенты вузов, представители общественных движений краевого центра.

пермь

История, культура и природа

Один из инициаторов прошедшего мероприятия, председатель гордумы Юрий Уткин рассказал о планах властей по подготовке к юбилею Перми. По его словам, планируется комплексное благоустройство Комсомольского проспекта, улицы Ленина, набережной реки Камы, обновление подвижного состава общественного транспорта, благоустройство скверов и парков, микрорайонов индивидуальной жилой застройки.

«Одна из наших задач — открыть Пермь для её гостей так, чтобы въездной туризм стал одной из значимых отраслей экономики города и края. Здесь опыт и знания экспертов нам просто необходимы. Важно не только создавать и обновлять инфраструктуру, но и наполнять городское пространство смыслами и образами. Необходимо выделить и активно продвигать бренды территории. Наши ресурсы — это богатая история, народная и современная культура, замечательная природа. Недооценённый актив — заводские музеи. У нас есть много интересного для российских туристов и гостей из-за рубежа», — утверждает председатель гордумы.

Тематически круглый стол разделили на две части: мечты и реальность. В своих докладах и сообщениях выступающие поделились тем, как они себе представляют ближайшее будущее Перми. Участники мероприятия высказали мнение об имеющихся проблемах в жизни краевого центра, рассказали о предстоящих планах. Так, создатель общественного движения «Слушай соловья» Надежда Баглей подробно остановилась на организации городских прогулочных экомаршрутов, а сотрудники кафедры туризма географического факультета ПГНИУ Анна Митягина и Анастасия Фирсова акцентировали внимание присутствующих на создании мобильного приложения «Бренд-карта Перми».

Ждём технопарк?

Оживлённую дискуссию участников круглого стола вызвали выступления некоторых докладчиков, обозначивших свои концепции развития городской инфраструктуры. Председатель Пермской краевой общественной организации «Союз архитекторов» Виктор Воженников представил видеопрезентацию «Первогород», заявленную в качестве культурного кластера в октябре 2018 года. Его главным разработчиком стал российский и немецкий архитектор Сергей Чобан.

Концепция включает музейное пространство в районе Разгуляя — восстановленные медеплавильный завод и плотину возле него, пруд и другие объекты. Также участники встречи сумели оценить проект обустройства развлекательной инфраструктуры на территории бывшего завода им. Шпагина. По задумке авторов, над рекой Егошихой растянется канатная дорога, а три крупнейших музея Перми переедут на территорию бывшего завода и будут находиться рядом друг с другом. Увиденное на экране порази­ло присутствующих своей нереальной перспективой.

На вопрос одного из участников: «Воплотится ли это когда-нибудь в жизнь?» Виктор Воженников ответил: «Поживём — увидим».

Старший преподаватель Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Андрей Маткин глубоко уверен, что привлечь российских и зарубежных туристов в Пермь может только история.

«За последние 15 лет я неоднократно побывал за границей. В частности, я дважды посещал Париж, после чего меня заинтересовала сухая статистика. Она говорит о том, что 34 млн человек со всего мира ежегодно приезжают в Париж и оставляют там до 20 млрд евро. Я задался вопросом, а способен ли наш город хоть на малую толику по отношению к Парижу стать центром притяжения зарубежных туристов?» — вопрошает Андрей Маткин.

Некоторыми своими задумками он поделился с участниками круглого стола. По его словам, в Перми в прошлом веке по Каме ходили более 250 пароходов, но от той истории ничего не осталось. Почему бы, к примеру, в нашем городе, обладающем мощной промышленной базой, не построить хотя бы один пароход, пускай и с современной технической «начинкой», но внешне схожий с судном прошлых времён? Наверняка такое историческое ноу-хау вызовет у зарубежных туристов интерес и желание приехать в наш город, и не просто посмотреть на этот пароход, но и прокатиться на нём по Каме.

Ещё одна мысль Андрея Маткина коснулась создания в Перми исторического интерактивного технопарка. Свою идею он начал с озвучивания подобного примера в Санкт-Петербурге. В центре Северной Пальмиры, на Васильевском острове, находится Музей электротранспорта, где в нескольких корпусах стоят трамваи и троллейбусы, которые в прошлом столетии колесили по улицам города на Неве. Двери этого «депо» открыты для всех желающих ежедневно, посетители могут сфотографироваться у исторического транспорта, заглянуть в салон. Интересно, что все представленные экспонаты на ходу и несколько раз в год выезжают в город и развозят горожан.

История пермского трамвайного и троллейбусного парка также весьма любопытна, но она отражается лишь на бумаге. А как это можно увидеть на практике? На этот риторический вопрос преподаватель кратко ответил: «Да никак». Хотя в Перми эту тему всё же пытаются хоть как-то продвигать в список достопримечательностей города. Так, у здания «Пермгорэлектротранса» на ул. Уральской стоят первые в нашем городе трамвай и троллейбус. Правда, они пребывают на так называемом «вечном приколе», без движения. Впрочем, как и другой «доисторический» экспонат — паровоз у Речного вокзала.

По мнению Андрея Маткина, наше техническое наследство должно использоваться не так. Почему бы в планах встречи 300-летнего юбилея города не отыскать финансовые, организационные и другие ресурсы, чтобы найти оригинальную идею для воплощения в жизнь технопарка. Например, организовать движение того самого пермского паровоза по маршруту «Пермь I —
Мотовилиха». Наверняка это стало бы привлекательной «фишкой» для самих горожан и гостей Перми.

Смыслы и образы

Мечтательную атмосферу круглого стола нарушил заведующий кафедрой социально-культурных технологий и туризма Пермского государственного института культуры Павел Ширинкин.

«Ситуация в туристическом плане в нашем регионе пока выглядит грустно, и неизвестно, удастся ли что-то воплотить из уже задуманного к 300-летию города. Как ни жаль, но в России Пермь у многих до сих пор ассоциируется не с какими-то историческими фактами, а прежде всего с сериалом «Реальные пацаны». До сих пор многие россияне путают названия Перми и Пензы. Сегодня нам нужно чётко определиться, что же такое привлекательное найти, чтобы туристу хотелось приехать в Пермь. В настоящее время люди охвачены массовой культурой, они приезжают в другие регионы и страны за впечатлениями», — говорит преподаватель.

Павел Ширинкин убеждён, что Пермь уже давно отстаёт в своем развитии от своего географического соседа Екатеринбурга, а с недавнего времени — и от Ижевска. В этих городах успешно реализуются фирменные задумки, а в Перми до сих пор не могут определиться с брендом города, с которым можно будет продвигаться дальше.

Как правило, по мнению Ширинкина, в Пермь приезжают туристы на фестивали этнического содержания, ландшафтные спектакли, территории чудодейственного исцеления… Их интересуют не исторические стены, архитектурные стили, а смыслы и образы. А ведь наш город славится рекой Камой, пермским звериным стилем, деревянной скульптурой и многим другим. Но вот только как всё это использовать для широкого привлечения туристов?

Кстати, богатый своим историческим наполнением Санкт-Петербург старше Перми всего на 20 лет. Город на Неве до сих пор предлагает своим гостям совершать всё новые и новые открытия. Так, в начале нынешнего января к 200-летию открытия Арктики и Антарктики в городе запустили новый туристический маршрут «Беринг в Петербурге». Он насчитывает более 30 точек на карте городского исторического центра, рассказывающих о том, как зарождалось самое масштабное исследование той эпохи, во главе которого стоял командор Витус Беринг. Мало кто теперь знает, что путь его экспедиции к неизведанным землям пролегал и по территории Пермской губернии.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть