Архитектурные решения к юбилею города
Наконец-то начало осуществляться то, о чём я мечтал и говорил 30 лет назад, в 1990-е и 2000-е годы.
Территория Первогорода — мой дипломный проект в Свердловском архитектурном институте в 1988 году, связанный с благоустройством набережной Камы как части «Зелёного кольца» вокруг исторического центра, между поймами рек Данилихи и Егошихи.
Про «Зелёное кольцо» до сих пор не говорится, хотя это отмечалось в мастер-плане голландских архитекторов в 2010 году. Только благоустройство набережной. А жаль! Ладно, хоть дозрели убрать с набережной железную дорогу, отрезающую город от реки Камы.
Скоростной трамвай — правильное решение, на мой взгляд. Необходимо лишь обеспечить безопасный выход к набережной с перпендикулярных реке улиц Сибирской, Газеты «Звезда» и других. Тут надо смотреть…
Разместить на территории завода им. Шпагина музейно-художественный кластер мечтали ещё знаменитый пермский учёный Л. В. Баньковский и инициативная группа «Старая Пермь».
Трамвайное депо в Разгуляе надо приспособить под музейно-художественные цели, благоустроить территорию вокруг. Для нового здания оперного театра выбрали, на мой взгляд, удачную площадку — склон реки Егошихи с раскрытием вестибюлей театра на её парадно благоустроенную пойму. Надо лишь заглубить большой объём театра, чтобы он не угнетал мелкую застройку Разгуляя. Над землёй — двухэтажное здание в классицистическом стиле.
Жалко, не прорабатывается ещё одна идея конца 80-х годов XX века — музей цивилизации (музей мирового уровня) на правом мысу реки Егошихи при её впадении в Каму, напротив собора Петра и Павла. Уникальное здание, по спирали поднимающееся от зала пермской геологической системы (есть выходы) и пермских ящеров к стоянке человека IX века (экспонаты исчезли с отступлением Колчака из Перми в 1919 году).