Пермь,
28 марта 2024 г., четверг

Объединение ради качества

В Перми начинается масштабная реорганизация структуры школ и детских садов

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

В сфере дошкольного и школьного образования Перми начинается процесс объединения образовательных учреждений. Если раньше это были отдельные случаи, то теперь объединение можно назвать системным процессом. Основные мотивы реформы — повышение качества образования, в том числе преподавательского состава отдалённых школ, объединение материальных и методических ресурсов, упрощение бухгалтерского учёта и документооборота. В ближайшее время изменения коснутся шести детсадов и восьми школ. Всего же процесс может затронуть порядка 20 учреждений. Во многом эта цифра будет зависеть и от результатов работы в 2019 году.

школа

Никаких увольнений!

Первые объединения состоялись ещё лет 10 назад. Например, были объединены школа №86 и гимназия №10, школы №29 и 146. В этом году в Перми планируется уже более масштабный процесс.

Объединение коснётся следующих дошкольных учреждений: начальная школа — детский сад №5 и гимназия №1, детский сад №4 и центр развития ребёнка — детский сад №252, детский сад №168 и детский сад №155. Также начинается процесс объединения школ: №48 (ул. Уральская, 67) и №49 (ул. Лебедева, 28), №34 (ул. Маяковского, 33) и №44 (проспект Парковый, 28), №66 (ул. Читалина, 10) и №101 (ул. Репина, 12), №107 (шоссе Космонавтов, 194) и лицея №8 (ул. Космонавта Леонова, 62а). То есть объединяться будут шесть детсадов и восемь школ.

Такие новости взбудоражили часть родителей и преподавателей. Логика такая: если что-то объединяют, значит, произойдёт оптимизация. Следовательно, не за горами увольнения. Но в департаменте образования администрации Перми уверяют: опасаться нечего.

Людмила Серикова, начальник департамента образования администрации Перми:

— Никакого сокращения количества школ, тем более учеников и преподавательского состава, точно не будет. У нас очевидна нехватка детских садов и школ. Ежегодно в учебный процесс включается 3 тыс. ребятишек, так что мы будем строить новые учебные корпуса. У нас 14 тыс. преподавателей, и этого мало, так что ни одна ставка не будет сокращена. Наоборот, будем набирать больше учителей!

Объединение, по словам начальника департамента образования, направлено главным образом на повышение качества образования, его эффективности, оптимизацию учебного процесса и материально-технической базы.

«Объединение будет юридическим, а не физическим, не связанным с закрытием детских садов и школ. Ученики из одной школы не будут ездить на занятия в другую, для них всё остаётся как есть», — подчёркивает Людмила Серикова.

Ректор Пермского института инноваций и мониторинга оценки качества образования Николай Захаров подтверждает, что сокращения преподавательского состава точно не будет. «У нас явная нехватка учителей. Например, в этом году в педагогическом университете выпускаются шесть будущих учителей физики. Шесть — на весь город! Понятно, что школы будут за них «биться», — уверен Николай Захаров.

фото школа 34

Примечательно, что не во всех случаях процесс запускается «сверху». Так, в департаменте образования отмечают, что есть случаи, когда инициатива идёт «снизу». Например, гимназия №1 и начальная школа — детский сад №5 пошли именно по этому пути.

Здесь большую роль сыграла особенность этих двух учебных заведений: дети, которые посещают начальную школу до четвёртого класса, вынуждены буквально начинать всё сначала в новом коллективе, что отрицательно влияет и на психологию и на учебный процесс. Понятно, что период адаптации проходят в этом случае и родители, а это лишние нервы и трата времени. Как раз ради ликвидации такого разрыва и всех негативных моментов и появилась «народная» инициатива об объединении. В данном случае два учебных заведения не чужие друг другу, так как оба сотрудничают с нефтеперерабатывающим предприятием, к тому же расположены рядом. Немаловажную роль сыграла и история — оба учреждения появились практически одновременно. Объединение запланировано на лето.

Ещё один аналогичный пример — объединение детских садов №148 и 335 в Кировском районе. Здесь роль сыграла география — оба садика находятся в отдалённом районе, и их руководители, как уверяют в департаменте образования, увидели качественный скачок в объединении.

Стандарт качества

По словам Людмилы Сериковой, объединение позволит «подтянуть» немного отстающие учебные заведения к более успешным. При этом выбор детсадов и школ, в которых пройдёт объединение, не случаен. Он основывается прежде всего на географическом принципе. Есть и индивидуальные нюансы. Например, одна школа современная, большая, а рядом находится маленькая школа, с небольшим количеством учеников и преподавателей, зачастую она расположена в старом здании, которое выработало свой ресурс.

Людмила Серикова:

— Возьмём для примера школу №48. Там нет свободных помещений для развития школы. То есть нужен либо новый корпус, либо школа-союзник. Мы выбрали второй путь и параллельно ищем свободные участки земли в этом районе для строительства. Думаю, через три—пять лет этот вопрос окончательно решится, но повышать качество образования нужно уже сейчас. Поэтому логично школу №48 юридически объединить с находящейся неподалёку школой №49.

Начальник департамента поясняет, что проблема отдалённых школ в том, что они постепенно начинают «жить своей жизнью», становятся «домашними». С одной стороны, это хорошо, но с другой — отрицательно влияет на качество преподавания. Учителя начинают снижать требования к своему профессиональному росту, «выключаться» из общегородского процесса. К ним реже приезжают гости и проверяющие, что тоже не всегда хорошо.

«Процесс позволит объединить и преподавательский корпус, улучшить обмен опытом. В итоге это повысит образовательный уровень всего преподавательского состава в городе», — считает Людмила Серикова.

Николай Захаров также не видит в объединении ничего плохого: «Новое всегда вызывает осторожную реакцию. Я же вижу лишь плюсы. Объединение упрощает документооборот: одному юрлицу нужно будет готовить один отчёт вместо двух, будет меньше путаницы. Кроме того, это позволит избежать «провалов» во время болезни учителя. Тогда его оперативно подменит «дублирующий» преподаватель, потому что обучение будет вестись по единой методике».

Людмила Серикова в качестве примера процесса объединения школ привела Москву, где в одном районе в одно юрлицо объединяют по 10—15 школ. В Перми же процесс будет лишь частично напоминать столичный — в самой идее, но не в масштабах.

Кадровый вопрос

Тем не менее кадровые изменения неизбежны. Но касаются они не преподавательского, а административного и обслуживающего персонала объединяющихся заведений. Логично, что при одном юридическом лице, например, двух директоров быть не может.

«Да, в этих категориях, возможно, будут некоторые изменения. На переходном этапе, который может занять несколько месяцев, будут работать оба руководителя. Потом останется один, а второй либо будет его заместителем, либо возглавит структурное подразделение единого юрлица», — рассказывает Людмила Серикова.

По её словам, объединение школ будет проходить не спеша и взвешенно, с учётом позиции всех участников образовательного процесса.

Людмила Серикова:

— Мы понимаем, что изменения — это всегда тревожно. К сожалению, не всегда учителя обладают полной и достоверной информацией, что может привести к появлению слухов, не имеющих под собой оснований. Чтобы обсудить все вопросы, рассказать, как всё будет происходить, выслушать пожелания, мы всегда проводим встречи с родителями и учителями. На обсуждения, переходный период мы выделяем до полугода. Мы призываем родителей и учителей активно участвовать в них, высказывать мнение, предлагать свои идеи, вместе с нами формировать облик школы.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть