Пермь,
25 апреля 2024 г., четверг

Место общения и встреч

Дягилевский фестиваль преодолел свой экватор

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

Начало нынешней недели в Перми ознаменовалось открытием уже 13-го по счёту Дягилевского фестиваля — главного события в культурной жизни Прикамья. Организаторы форума решили в очередной раз удивить своих гостей новыми форматами общения, насыщенной программой.

фестиваль

Контакт?! Есть контакт!

В рамках основной программы фестиваля уже состоялось более десятка событий. В оставшиеся дни до 30 мая их количество будет только расти. Событийный масштаб в разы увеличат уже знакомый формат работы Фестивального дома, а также обосновавшаяся на пространстве завода им. Шпагина новая образовательная программа.

Главной особенностью нынешнего Дягилевского фестиваля является его концертная составляющая. По словам организаторов, спектр музыкальной палитры объединит множество явлений — от классических сочинений до современных экспериментальных опусов, от драматических произведений до перформанса. Это поможет создать пространство дискуссий и мнений, каждый сможет найти место для новых впечатлений и открытий.

«На этот раз мы постарались смоделировать существующую ситуацию, связанную с наличием фестивальных площадок. Очень тяжело выходить за рамки нынешних стен. Нам удалось масштабно задействовать практически всю территорию завода им. Шпагина, которую можно использовать достаточно безопасно для наших гостей. Так, в цехе №4 расположились кафе, лекторий, где теперь есть возможность смотреть трансляции событий основной программы фестиваля. Уже знакомая площадка цеха №5 в ежедневном режиме станет местом проведения различных концертов молодых музыкантов из образовательной программы. Таким образом, у нас получилось часть событий перенести на дневное время. Посмотрим, какие результаты принесёт этот эксперимент», — говорит директор Дягилевского фестиваля Анна Касимова.

По словам художественного руководителя фестиваля Теодора Курентзиса, все предстоящие события представляют собой одну большую коммуникацию, общение и обмен мнениями.

«Наш фестиваль — это то место встречи, где можно обсуждать настоящее и будущее искусства, которое находит отражение в каждом из нас. Здесь создаётся возможность тесного общения художников и зрителей, едва уловимые идеи становятся более ясными, а наши мечты — реальностью. За это время нам удалось получить коммуникацию, которая знакомит с музыкой, произведениями искусства. Через коммуникацию мы сможем войти в этот мир обновлёнными и очищенными. Наша миссия — менять мир, позволить людям определиться со своим местом в искусстве, увидеть себя в нём», — отмечает Теодор Курентзис.

От первого и до последнего

Программу Дягилевского фестиваля сформировали таким образом, что каждый его день должен нести глубокую смысловую нагрузку, стать уникальным для каждого участника или гостя.

В день открытия фестивальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса исполнил одно из сложнейших музыкальных произведений — Девятую симфонию Густава Малера (12+). После оглушающей тишины последних нот, медленно угаснувших вместе с софитами, маэстро выдержал уже ставшую традиционной паузу, а затем позволил «искупать» себя и своих музыкантов в бурных овациях. Этот трудный день любители изящного искусства завершили в полумраке концертной программы piano-gala (18+), которая завершилась уже глубокой ночью в Доме Дягилева. Программу в формате enigma представили Полина Осетинская, Алексей Любимов и Вадим Холоденко.

В дальнейшем гостей Дягилевского фестиваля ждали не менее интересные встречи с прекрасным: балет «Шахерезада» (6+), спектакль «Старик и море» (12+), концерты ансамблей MusicAeterna и Klangforum Wien (18+), перформанс «Политопон» (18+).

В последующие дни гости фестиваля получат возможность насладиться оперой «Идоменей» (12+), концертом хоров MusicAeterna и ByzantiAeterna (12+) — новым проектом Теодора Курентзиса, выступлением ансамбля La Tempête (12+) и многими другими событиями.

Завершится Дягилевский фестиваль 30 мая большим концертом легендарного Mahler Chamber Orchestra и хора MusicAeterna (12+), а также грандиозной Diaghilev festival party (18+) на площадке завода им. Шпагина.

Более подробную информацию о фестивальной жизни можно найти на сайте Пермского театра оперы и балета permopera.ru, в специальном проекте ИД «Компаньон» на портале newsko.ru «Путеводитель по Дягилевскому» или интернет-ресурсах газеты «Пятница»: газетапятница.рф, vk.com/fridayperm.

Нам нужен Курентзис!

Состоявшаяся в день открытия пресс-конференция с участием организаторов Дягилевского фестиваля оказалась интересной с точки зрения презентации его событий. Другая могла коснуться набирающей обороты информации о якобы грядущем уходе Теодора Курентзиса с поста художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Благо, маэстро предложил задавать ему любые вопросы. К сожалению, журналистская братия этой возможностью не воспользовалась — то ли постеснялась поднимать щекотливую тему, то ли посчитала её на сегодняшний день не столь важной.

Зато на торжественной церемонии открытия фестиваля этой темы не побоялись коснуться поклонники Теодора Курентзиса. Перед выступлением губернатора Прикамья Максима Решетникова с верхнего балкона на весь опешивший от неожиданности зал раздалось громогласное пожелание: «Не дайте Курентзису уехать!» После секундного замешательства публика встретила этот «глас народа» бурей восторга и продолжительными аплодисментами. Глава региона мягко разрешил ситуацию, отметив, что он уже третий на этом посту, кому доводится воочию видеть работу Курентзиса. «Новый» слоган Дягилевского фестиваля уже начал набирать популярность в социальных сетях.

Кстати, Дягилевский фестиваль и сам маэстро действительно уже в скором времени могут перебраться из Перми.

«Фестиваль стал международным не только по составу исполнителей, но и по его известности. К нам приехали гости из Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка, Лондона. Резонанс от нашей работы дошёл и до главных европейских площадок. В дальнейших планах стоит проведение Дягилевского фестиваля в парижском Theatre du Chatelet. Нам удалось достигнуть предварительной договорённости с художественным руководителем этого театра о сроках — это будет февраль 2021 года. Хочу отметить, это не калька событий, которые сейчас проходят в Перми, они не будут пересекаться ни по времени, ни по программе. Своим творчеством мы продолжим продвигать Пермь, как в России, так и за рубежом», — пояснил продюсер Дягилевского фестиваля Марк де Мони.

Некоторую насторожённость вызвала и смена визуального ряда фестиваля: уже знакомое изображение Сергея Дягилева поменялось на «Чёрный квадрат» Малевича. Дальше — только пустота? Хотя сам Курентзис резонно заметил, что каждый волен искать в этом свой смысл, выстраивать ассоциативный ряд.

«Квадрат — начало и конец искусства. Этот символ может очень хорошо развиваться и сочетаться с визуальным восприятием фестиваля», — резюмировал маэстро.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть