Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

В Пермь — мечтать и удивляться!

Вчера завершил свою работу Дягилевский фестиваль

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

Музыкальным критикам ещё только предстоит оценить вклад прошедшего в Перми фестиваля в отечественное искусство. Мы же попытаемся рассказать о том, что, на наш взгляд, сможет оставить в памяти его гостей культурный след.

фестивальное утро

Нынешний, уже 13-й по счёту Дягилевский фестиваль поразил своим наполнением. К уже апробированным площадкам оперного театра, Дома Дягилева и филармонии «Триумф» добавились ДК им. Свердлова и новое пространство Завода им. Шпагина. Чтобы посетить буквально все события, не хватило бы ни времени, ни сил. Обширную их часть представил Фестивальный клуб. Многие удивительные вещи можно было найти и открыть для себя в образовательной программе. Основная же сетка главных событий стала для многих пределом мечтаний: запредельное число концертных программ с участием настоящих мегазвёзд, формат «день через день» общения с творчеством худрука фестиваля Теодора Курентзиса, опера и балет, спектакли, знакомство с новыми коллективами, многочисленные перформансы.

По словам организаторов Дягилевского фестиваля, его 11-дневная работа вместила 35 событий основной программы, около 200 событий в программе Фестивального клуба, более 35 событий образовательной программы. Гостям фестиваля своё творчество представили 29 коллективов из доброго десятка стран мира. Фестивальные двери открывались для гостей ранним утром, а часть событий завершались уже на восходе солнца.

Пожалуй, впервые в полной мере удалось насладиться исполнительским мастерством хора и оркестра MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Они приняли участие сразу в нескольких программах, а также в концертной версии оперы Моцарта «Идоменей». По словам театрального критика Юлии Баталиной, эту оперу многие считают «кульминацией и вершиной нынешнего Дягилевского фестиваля, которые со всей очевидностью и убедительностью показали: время не существует».

«В версии Дягилевского фестиваля «Идоменей» превратился в красивую концертную сюиту, где каждая ария, каждая сцена, каждая оркестровая интерлюдия (их много) — отдельный номер программы, но при этом всё складывается в единый сюжет. Сюжет этот, конечно, не имеет никакого отношения к древнегреческой мифологии. На самом деле речь идёт о приключениях голосов, которые находятся в сложных отношениях друг с другом, о большом путешествии музыки, проходящей сквозь фантастические испытания и несущей в себе заряд неистребимой красоты», — отмечает известный пермский театральный критик.

Другим не менее ярким событием фестиваля стало появление на его «небосклоне» нового коллектива — хора ByzantiAeterna, в который вошли лучшие выпускники школ византийской музыки в Греции. Как вы уже поняли, к этому событию свою лёгкую руку приложил Теодор Курентзис, ставший инициатором создания хора ByzantiAeterna в 2018 году как части «семейства» MusicAeterna.

«Я считаю, что древняя музыка Востока помогает нам иначе понять всю остальную музыку. Греческая православная музыка произошла от древней музыки, там не говорят «я пою», есть слово «псалом», «ψαλλω». Это другое направление и другая цель, другой способ взаимодействия. Я имею в виду: я не играю музыку, чтобы вы слушали, и я не пытаюсь играть красиво; я обнажаюсь перед моей надеждой на Бога. Это надежда на свет», — говорит организатор нового проекта.

Кстати, нынешний Дягилевский фестиваль вошёл в число маршрутов событийного туризма популярного авторского проекта «Клуб путешествий Михаила Кожухова». Первых путешественников привёз в Пермь известный в прошлом музыкант Олег Нестеров. Тур получил название «Дягилевский фестиваль. Состояние души» и включил в себя четыре фестивальных дня — с 25 по 28 мая. По словам организаторов путешествия, его участники смогли «почувствовать разные состояния, возможно, открыть себя нового или вернуться к себе настоящему…»

Сможет ли следующий Дягилевский фестиваль вновь обрести уже найденное «состояние души», мы узнаем ровно через год. Хотя его будущее сегодня видится в тревожном состоянии.

«Чёрный квадрат на его логотипе, роковая симфония (№9 Густава Малера. — Ред.), несчастливый 13-й номер… Некоторые эмоциональные зрители воспринимают сочетание этих знаков как дурное предзнаменование. Когда на церемонии открытия фестиваля на сцену вышел губернатор Максим Решетников, из зала раздался отчётливый крик: «Не дайте уехать Курентзису!» — и бурные аплодисменты в поддержку этого высказывания. Губернатор, обаятельно улыбаясь, сказал, что зрители опередили его собственную мысль, и пообещал сделать всё возможное. Тем не менее ощущение некоторой тревоги остаётся. Но даже эти волнения не мешают наслаждаться фестивальными событиями», — сообщает Юлия Баталина.

И ждать новых, добавим от себя.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть