Пермь,
27 апреля 2024 г., суббота

Передайте за проезд!

В администрации Перми представили проект нового тарифного меню

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

В 2020 году в краевом центре планируется внедрить новое тарифное меню, которое предполагает различные способы оплаты и виды проездных документов в городском общественном транспорте. В феврале в Перми была создана рабочая группа для проработки этого вопроса. За пять месяцев она провела анализ опыта внедрения тарифного меню в других городах страны, динамики изменения цен на топливо и другие расходные материалы, а также учла пожелания пермяков относительно возможных способов оплаты проезда и видов проездных документов.

проезд карта

Больше ездишь — меньше платишь

Согласно предложенному проекту, у пассажиров появится возможность самостоятельно выбрать удобный для них способ оплаты проезда в общественном транспорте города. Это может быть привычный расчёт наличными средствами или безналичная оплата с использованием банковских карт или иных электронных устройств. Предполагается, что при безналичной оплате и по проездному стоимость проезда будет меньше, чем при оплате одной поездки наличными средствами. По такому принципу уже работают во многих городах России.

Так, стоимость разового билета за наличный расчёт в Самаре сегодня составляет 28 руб., за безналичный — 23 руб., в Казани — 27 и 25 руб. соответственно. В Нижнем Новгороде разовый билет при оплате наличными средствами стоит 28 руб., при безналичном расчёте и по пересадочному билету — 26 руб. Отметим, что эти цифры являются средними показателями по городам Приволжского федерального округа.

По предложению рабочей группы разработали несколько видов проездных документов для всех категорий пассажиров: на сутки, месяц, квартал и год. При этом виде оплаты стоимость зависит от количества поездок: чем больше пассажир пользуется услугами общественного транспорта, тем ниже для него стоимость одной поездки. При этом сохранится действие льготных проездных документов для всех категорий: школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов.

Людмила Гаджиева, заместитель главы администрации Перми:

— Мы понимаем, что транспортная отрасль всегда будет дотируемой из городского бюджета. Тот разрыв, который сейчас возникает, образуется из ряда вводных — возможности бесплатной пересадки, предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан, введения гражданских проездных. В тарифном меню мы предлагаем горожанам спектр тарифных планов, которые позволят разным категориям людей выбирать именно тот тариф, который удобен им, исходя из частоты поездок. Таким образом, у нас получается социально ориентированное предложение.

Благодаря пересмотру существующей системы у пассажиров появится возможность самостоятельно выбирать способы оплаты проезда, использовать разнообразные механизмы экономии личных денежных средств и пользоваться правом бесплатной пересадки на всех видах общественного транспорта.

Кроме того, рабочей группе предстоит оценить целесообразность продолжения действия системы бесплатных пересадок. В 2019 году эту систему опробовали на 13 автобусных маршрутах и городском электротранспорте. Она позволяет пермякам по одному билету добраться из одного района в другой, при этом сэкономив средства.

По пути оптимизации

Сейчас стоимость проезда на всех видах общественного транспорта Перми составляет 20 руб. По проектным расчётам, в ближайшем будущем стоимость разового билета за наличные средства может составить 28 руб., при безналичном расчёте — 24 руб. Это повышение связывается с реализацией в краевом центре масштабной транспортной реформы, призванной сократить разрыв между доходами и расходами отрасли.

«Считаю, что сегодня отрасль находится в критическом состоянии. Особо остро эта проблема ощущается в отдалённых районах города — Кировском и Орджоникидзевском. Мы обращались в суд с требованием об увеличении стоимости проезда. Я придерживаюсь мнения, что индексация должна проводиться ежегодно, потому что в противном случае это не работа, а спонсирование отрасли», — говорит один из пермских перевозчиков Валерий Ротманов.

Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта:

— В мире существует инфляция, рано или поздно стоимость проезда должна увеличиться. Из двух миллионов транспортной корреспонденции в сутки в Перми чуть меньше половины осуществляется с использованием общественного транспорта. Это высокий показатель, и вполне объяснимо, что бюджет города финансирует эти поездки. При этом себестоимость проезда пассажира на разных маршрутах различается. Эту разницу невозможно компенсировать одним бюджетом. Каждый пассажир должен оплачивать услугу в том объёме, в котором он её получил.

По словам Михаила Якимова, стоимость проезда в общественном транспорте в любом городе определяется объективными параметрами — эффективностью использования подвижного состава (средняя наполняемость) и средней длиной поездки. По второму параметру Пермь находится в числе лидеров среди крупных мегаполисов страны: средняя длина одной поездки составляет 7,2 км. Эффективность работы одной единицы подвижного состава в Перми высокая, это позволяло держать стоимость проезда на самом низком уровне среди крупнейших городов.

«Последнее повышение тарифа произошло четыре года назад. Стоимость проезда надо повышать ежегодно, соотнося её с ростом цен на топливо и инфляцией. Мы всегда просили экономически обоснованный тариф. При существующих расценках многие перевозчики просто не смогут заявиться на новые контракты 2020 года. Мы вкладываем большие средства, в основном кредитные, на обновление автопарка. Соответственно, мы ждём справедливой оплаты каждого километра транспортной работы», — говорит перевозчик Александр Богданов.

По итогам прошедшей встречи рабочая группа приняла решение максимально открыто обсудить тему нового тарифного меню с привлечением экспертов Контрольно-счётной палаты Перми, управления экспертизы и аналитики аппарата Пермской городской думы, Пермской торгово-промышленной палаты, перевозчиков, а также прийти к общему мнению относительно определения экономически обоснованной стоимости одной поездки в общественном транспорте.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть