Пермь,
16 апреля 2024 г., вторник

Геннадий Сторожев: «Бюджет Перми должен быть более амбициозным»

Депутат Пермской городской думы — об итогах года представительного органа

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

На следующей неделе завершается осенняя сессия Пермской городской думы, на заседании которой ключевым вопросом станет окончательное принятие бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Депутат от КПРФ Геннадий Сторожев подвёл предварительные итоги года, рассказал, почему не будет голосовать за предлагаемый главный финансовый документ города, а также обозначил плюсы и минусы транспортной реформы.

сторожев геннадий

— Геннадий Алексеевич, в этом году осталось лишь одно пленарное заседание гордумы,поэтому можно подводить итоги года. Что бы вы особо отметили в деятельности гордумы?

— Считаю, что самое важное, что случилось за год, — это принятие бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Пока это произошло в первом чтении, но нет никаких сомнений, что и во втором чтении в декабре он будет принят. Я же буду голосовать против как минимум по двум причинам.

Во-первых, бюджет имел все основания быть выдающимся по объёму и финансированию муниципальных программ. Три года назад, когда я стал депутатом, годовой бюджет Перми составлял 20 млрд руб. Примерно на этом уровне он оставался в последние годы. Это плохо, что не было роста. На следующий год и последующие два года бюджет будет 40 млрд руб. и чуть выше, но и этого мало. Да, многие муниципальные программы получили значительную надбавку. Но есть и минусы. Например, когда бюджет был 20 млрд руб., стоимость проезда в общественном транспорте составляла 20 руб. В следующем году городская казна увеличится в два раза, и логично было предполагать, что стоимость проезда как минимум останется в рамках тех же 20 руб., но её планируется увеличить до 26 руб. Логично? Нет.

Считаю, что вполне можно было оставить нынешний тариф за счёт перераспределения финансирования некоторых муниципальных программ. Понятно, что статью «Образование» трогать нельзя: школ и садиков и так не хватает. Но можно было бы перераспределить программу дорожного строительства. Да, это важная часть расходов, но не надо забывать и о тех, кто ездит по дорогам, — о пассажирах. Точно так же можно было бы несколько сократить расходы на благоустройство. Конечно, это тоже важная сфера. У нас же сегодня всё делается, чтобы облагородить город к 300-летнему юбилею. Я не считаю, что произойдёт что-то страшное, если, например, какую-то часть скверов мы благоустроим не к 2023 году, а, скажем, к 2025 году. Также можно было сократить финансирование баскетбольного клуба «Парма», которому ежегодно выделяется 80 млн руб. Извините, это профессиональный клуб — они должны сами зарабатывать на жизнь!

В общем, есть статьи расходов, которые частично временно можно было бы сократить ради сохранения стоимости проезда в 20 руб. В нынешних обстоятельствах это важнее.

Во-вторых, принципы формирования бюджета. У нас превалирующие средства — фискальные, то есть налоги. Они почему-то собираются по «плоской шкале», то есть для всех 13%. Я настаиваю на введении прогрессивного налога, то есть чем человек богаче, тем налоги для него больше. Так происходит во всём цивилизованном мире. Ещё один момент — передача в частные руки сфер, которые раньше напрямую управлялись городом, — коммунального хозяйства и транспорта. Раньше город напрямую получал от них прибыль, сейчас же она поступает в бюджет частично, только в виде налогов. А как известно, управляет тот, кто владеет.

— В этой связи, безусловно, одной из ключевых тем обсуждений в 2019 году стала транспортная реформа. Как вы к ней относитесь?

— Отношусь в целом отрицательно. В ней есть положительные моменты. Например, в той её части, где говорится о создании муниципального автопарка. Он уже есть, но нужно его увеличивать. В положительном ключе отмечу изменение системы расчётов с перевозчиками — теперь все деньги будут поступать в бюджет и уже потом, исходя из объёма транспортной работы, перечисляться перевозчикам. Это в корне меняет нынешнюю картину, когда все средства сначала поступали им, а субсидии зависели от количества перевезённых пассажиров. Это заставляло перевозчиков гоняться за выгодными маршрутами, оставляя без внимания маршруты с меньшим пассажиропотоком.

— А что вам не нравится?

— Больше всего негатива у меня вызывает новая транспортная сеть, когда пассажирам приходится совершать пересадки, хотя раньше они в большинстве случаев могли напрямую доехать туда, куда им надо. Это во многом связано с грядущей ликвидацией железнодорожного сообщения вдоль Камы. Это тоже плохо, так как в часы пик в электричках ездит много горожан, закрытие железнодорожного движения приведёт к ещё большим проблемам для жителей Перми, особенно Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов. В общем, новая сеть создаст ещё больше проблем. Кто в первую очередь пострадает? Те, кто особенно часто пользуется общественным транспортом, то есть самые незащищённые и малообеспеченные слои населения. Каково постоянно пересаживаться мамам с колясками или пожилым людям с тяжёлыми сумками?

Как я отметил выше, я выступаю против повышения тарифа на проезд. Согласен, что постоянно растут цены на топливо, техобслуживание, зарплаты водителей и кондукторов, но всё же повышение стоимости проезда нужно рассматривать только тогда, когда уровень благосостояния населения начнёт расти, а пока этого нет. Так что я буду голосовать против любого повышения тарифа (пока власти планируют увеличить тариф до 26 руб. с 1 февраля 2020 года, но окончательное решение должна принять гордума. — Ред.).

— Создаётся впечатление, что вы недовольны большинством планов городских и краевых властей.

— Не совсем так. Есть и положительные моменты работы властей. Например, реконструкция сквера им. Розалии Землячки. Он всегда выглядел запущенным, даже в мои студенческие годы. Сейчас же он впервые за последние годы красивый и благоустроенный. Также поддерживаю преображение эспланады. Скорее не то, что конкретно на ней делается, — результаты будут видны позже, — а то, что за неё наконец-то взялись. В этом же ключе отмечу работы по благоустройству Комсомольского проспекта и набережной Камы.

— В этом году также широко обсуждались дополнительные обязательства для застройщиков, которые должны будут строить детсады и школы «в нагрузку».

— Пока сложно сказать, к чему приведёт это решение, хотя оно и рассмотрено в первом чтении. Можно сказать точно, что цены на квартиры вырастут. Строители никогда не будут работать себе в убыток.

— Кроме того, гордума в этом году решила заменить денежными выплатами в размере 250 тыс. руб. предоставление земельных участков многодетным семьям. Что думаете об этом?

— Отношусь к этому решению положительно. Замечу, что, как только этот вопрос был поднят, сразу же появилось много желающих выбрать именно выплаты, а не участки. Проблема в том, что многие семьи, которые уже получили участки, ничего на них не строят и не собираются. Гораздо лучше иметь возможность получить выплату, чем годами стоять в очереди на получение участка.

— Из знаковых решений также можно отметить досрочную отмену ЕНВД.

— О том, что этот налог нужно будет отменять, было ясно с момента его введения: государство не может на длительный период позволить предпринимателю пониженный налог, который он заплатит заранее. ЕНВД ввели, чтобы оживить предпринимательство, и свою задачу он выполнил. Но я против того, чтобы его резко отменять. Дума проголосовала за то, чтобы этот налог был отменён с 2021 года, но я был за переходный период и отмену с 2022 года, как во всей стране, чтобы предприниматели подготовились к этому заранее.

— Есть ли примеры деятельности депутатов, которые «повлияли» бы на решение горадминистрации?

— Конечно. Так, думский комитет по бюджету и налогам в последние годы многократно говорил о том, что бюджет города должен быть более амбициозным. Думаю, что городские власти прислушались к рекомендации комитета.

— На ваш взгляд, насколько должен ещё вырасти в будущем бюджет Перми?

— Давайте исходить из цифр. Численность населения Пермского края составляет 2,6 млн человек. Краевой бюджет составляет округлённо 160 млрд руб. Население Перми — 1 млн человек, бюджет — 40 млрд руб. Соответственно, бюджет краевой столицы должен быть значительно увеличен, чтобы соответствовать пропорциям относительно краевого.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть