Пермь,
26 апреля 2024 г., пятница

Юрий Айдаров: принимаю решения исходя из предложений и идей учителей

Директор статусной пермской школы — об изменении роли образовательных учреждений и педагогов в эпоху цифровизации

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
школа146

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) составило ежегодный рейтинг топ-100 школ по конкурентоспособности выпускников. В рейтинг вошли школы, чьи ученики наиболее успешно поступают в лучшие вузы России из рейтинга RAEX.

В списке 100 лучших школ России представлены учебные заведения из 26 регионов страны. При этом ровно половина участников — 50 — приходятся на Москву и Подмосковье, далее с большим отрывом следуют Санкт-Петербург (девять школ), Республика Татарстан (пять школ), Новосибирская и Челябинская области (по четыре школы). Есть в рейтинге и пермская школа №146.

Мы поговорили с директором школы №146 Юрием Айдаровым о цифровизации школьного образования и факторах, которые на него влияют.

айдаров юрий

«С одной стороны, технологии всё больше проникают в нашу повседневную жизнь, а вслед за этим и в школу, цифровые технологии сейчас активно используются в преподавании. С другой, согласно федеральному законодательству, каждая школа должна иметь свой сайт с определённой структурой, что позволяет в том числе быстро и эффективно формировать массу отчётов, понимать текущую ситуацию на разных уровнях от региона до конкретной школы, выявлять тенденции и принимать соответствующие управленческие решения», — говорит Юрий Рафаэлевич.

 — Получается, цифровые технологии в школе приобретают всё большую эффективность?

 — Желание понять и измерить, насколько дети обладают теми или иными навыками, естественно. Какие-то из них частично входят в контрольно-измерительные материалы, ОГЭ или ЕГЭ по информатике. Но на самом деле они затрагиваются уже сейчас в программе каждого предмета. Часов информатики настолько ничтожно мало в школе, что полноценная работа по развитию этих новых навыков возможна, только если каждый учитель в той или иной степени будет использовать эти технологии. Естественно, здесь нужно избегать фанатизма, не нужны обязательные требования о наличии такого-то гаджета или использовании информационных технологий — это всё должно быть по делу, там, где они действительно помогут детям учиться. Каждая школа и каждый учитель должны самостоятельно осмыслить, как встроить технологии в свою работу, как вовлечь детей в этот процесс и, так скажем, как их оттуда потом извлечь. Последнее обязательно должно быть заботой не только школы, но и семьи. Соприкосновение детей, особенно в начальной школе, с информационными технологиями существенно меняет их восприятие реального мира в целом, поэтому этот процесс должен быть управляемым. В школе это сделать достаточно просто — со звонком с урока, но если дома взрослые члены семьи пришли с работы, уткнулись в гаджеты и между собой не общаются, то сложно будет убедить ребёнка в том, что кроме технологий есть ещё реальный мир.

В то же время, если посмотреть образовательные видео на «ютубе», где подробно рассказывается, что такое аденозинтрифосфорная кислота, ты не будешь знать это так же хорошо, как если послушаешь объяснение на уроке. Здесь нужно понимать, что обучение многим предметам — это фактически умение погружаться в такое состояние сознания, в котором решают эти задачи. Переход в это состояние — это навык, и проще всего достичь этого эффекта с живым человеком. Чтобы научиться математике, нужно, чтобы вместе с профессиональным математиком перейти, как я это иногда называю, в состояние особого математического транса, в котором профессиональнее математики решают эти задачи. Можно попытаться добиться того же с помощью компьютера, но я пока не видел, чтобы это действительно было эффективным. Да, можно просто посмотреть, как решаются задачи, но для того чтобы научиться действительно самому их решать, нужно научиться переходить в это состояние, и конечно, здесь цифровизация плохой помощник.

 — Вы сказали, что решение об использовании технологий принимает учитель. От чего оно зависит?

 — В первую очередь, применение цифровых технологий зависит от предмета. Например, физика — это наука о реальном мире, посмотреть видео о том, как шарик катится по наклонной плоскости, — это не то же самое, что самому с секундомером наблюдать, как меняется время в зависимости от угла наклона. С другой стороны, например, на уроке информатики это проще всего внедрить — есть онлайн-задачники со своей проверяющей системой. Конечно, использование технологий зависит от личности каждого педагога. Определённая академическая свобода позволяет самостоятельно выбирать те приёмы, которые здесь вот необходимы.

 — Раньше школа и учебники были единственными доступными источниками знаний, сейчас, благодаря новым технологиям, этих источников бесконечно много. Как в этих условиях меняется роль школы?

 — Спектр источников информации сегодня действительно широк как никогда. Кроме книг и учебников доступны видео- и аудиоматериалы. Можно написать по электронной почте автору научной статьи, задать какие-то вопросы и получить ответы, и конечно, этим нужно пользоваться. И если все могут, условно, прочитать Википедию, то пересказывать её на уроках необходимости, конечно, уже нет. Имеет смысл сосредоточиться на другом: школа сохраняет за собой экспертизу, чаще всего будут востребованы советы о том, что почитать, где посмотреть и так далее.

Мне нравится мысль, что как минимум в вузе часть программы можно заменять онлайн-курсами. У студентов есть часы на самостоятельную работу, можно просто сказать им, чтобы они освоили такой базовый онлайн-курс, а в аудиториях сосредоточиться на другом. Как правило, студенты с энтузиазмом к этому относятся — получается, тут нужно быть гибким и использовать те возможности, которые предлагают новые цифровые реалии.

 — То есть новая роль школы — это навигатор плюс стандартизация знаний?

 — Стандартизация — это точно не про XXI век. Понятно, что есть стандарт, надо сдать математику, русский и предметы по выбору, чтобы получить аттестат. Есть государственные требования, если ты им соответствуешь, то аттестат получишь. Но говорить, что это уравнивающие требования, — неверно. Они минимальные, а дальше каждый осваивает программу на каком-то своём уровне. Я считаю, что базовый набор знаний, необходимый минимум нужно освоить уже для того, чтобы действительно обладать способностью делать выбор, именно информированный и осознанный выбор. Поэтому я говорил бы не о стандартизации, а, скорее, об ориентире в качестве обратной связи.

 — Какие есть данные о том, как цифровизация влияет на мозг детей, их психику?

 — Согласно исследованиям, при взаимодействии с сенсорным экраном нейронные связи устанавливаются очень быстро, физиологически человек получает от этого удовольствие. И если речь идёт о каком-то конструктивном процессе, обучении, это хорошо, а игровая зависимость — это другой вопрос, попробуйте отнять гаджет у играющего ребёнка и посмотрите на реакцию.

Я интересовался вопросом игровой зависимости в Перми, и вот какой вывод: возрастной порог этого явления снижается, 10 лет — минимальный по возрасту зафиксированный случай игровой зависимости. Это очень серьёзная проблема, здесь необходимо принимать меры, требуется консолидация усилий родителей, образовательных учреждений, кого угодно для того, чтобы эту тенденцию как-то переломить.

Поэтому о цифровизации нужно понимать, что она — как любой препарат, который, в зависимости от дозировки, может быть лекарством, а может быть ядом. Я повторю, что использование технологий должно быть оправданным. Важно, чтобы навыки, необходимые для жизни в современном мире, дети могли осваивать с ранних лет под чутким руководством родителей, учителей, а это предполагает, что сами взрослые умеют всем этим пользоваться во благо и способны дать положительный пример. Граница между цифровым и реальным миром в восприятии ребёнка не должна быть потеряна, реальный мир огромный и интересный, и он не в пределах экрана телефона, он вокруг нас.

 — Как воспринимается школьная цифровизация учителями?

 — В любой отрасли внедрение новых информационных технологиях всегда происходит по одному сценарию. Всегда есть какой-то человек, ведущий какой-то специалист, обладающий безусловным авторитетом в данном коллективе. Если он считает, что технология полезна, она внедряется на ура, если скажет, что, по его мнению, это неэффективно, технология никогда не будет внедряться. По нашей школе могу сказать, что решение о том, какое нужно оборудование, никогда не принимается сверху, я чаще иду от предложений и идей учителей.

Сейчас появляется множество интересных инструментов, которыми привыкли уже пользоваться в повседневной жизни: те же голосовые помощники, например, я думаю, через какое-то время станут обычным делом в школе. Это позволит снять с учителя часть рутинных действий, сделать более удобными коммуникации как внутри школы, так и с родителями. Всё это напрямую затрагивает учителей. Естественно, им необходимо владеть новыми навыками, привыкать пользоваться технологиями. Одновременно нужно понимать, что с развитием технологий картинки школьной жизни всё легче утекают за её пределы, любой момент может быть записан на аудио и видео, сфотографирован, выложен и прокомментирован в соцсетях. Учитель становится в какой-то мере Штирлицем, который знал, что в папке может быть магнитофон, — таковы реалии цифрового мира, и нужно учиться в нём жить.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

общество / образование / интервью