Пермь,
25 апреля 2024 г., четверг

«Моя жизнь принадлежит Родине»

Победный миг воздушного аса Николая Краснова

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
улица краснова

Продолжаем рассказ о героях-пермяках, в честь которых названы улицы Перми. Сегодня мы отправимся в самое сердце города, одну из самых тихих его частей. Здесь находятся такие знаковые для социальной инфраструктуры объекты краевой столицы, как стадион «Динамо» и парк им. Горького, несущие вековую историю здания. Объединяет же их улица Краснова, протяжённость которой составляет всего около 1 км.

Пермские старожилы ещё помнят то время, когда этот сравнительно небольшой участок входил в ул. Малую Ямскую. Военное лихолетье внесло свои изменения в топонимику одного из главных промышленных центров страны, внёсшего весомый вклад в общую победу: город отдавал дань беспримерному мужеству и подвигу наших земляков.

Часть ул. Малой Ямской переименовали в честь лётчика-истребителя Николая Фёдоровича Краснова, который работал и проживал в нашем городе перед началом Великой Отечественной войны.

На Ямскую за историей

В Перми с 2009 года некоторым улицам стали возвращать их исторические названия. До того времени ул. Малая Ямская была единственной, сохранившей своё прежнее название в границах старой Перми. Она находится в Свердловском районе и сейчас занимает только два квартала от ул. Островского до ул. 25-го Октября и относится к микрорайону Николая Островского. Причём на этом отрезке левая сторона улицы носит имя Краснова, а правая — Малая Ямская. Начиная от ул. 25-го Октября и до ул. Куйбышева по обе стороны располагается уже ул. Краснова, названная в честь Героя Советского Союза. Такое разделение двух улиц появилось согласно решению городского исполнительного комитета от 12 марта 1945 года.

Краевед Елена Спешилова в своей книге «Старая Пермь» писала: «За бульваром увеличилось число кузниц — на въезде в город и выезде из него надо было подковать лошадь, починить повозку. Вдоль ручья Стикс шла небольшая улочка — Кузнечная. При Модерахе она выросла до Кунгурской улицы (потом Комсомольский проспект), тянулась вдоль рва, и теперь на ней ставили дома не только кузнецы да ямщики. Позже улица удлинилась до Красноуфимской (ул. Куйбышева) и стала именоваться Малой Ямской».

Эта улица известна своими историческими архитектурными зданиями. Одно из них сохранилось до наших дней. В середине XIX века почётный гражданин Перми Григорий Ташлыков на своём приусадебном участке построил одноэтажное кирпичное здание для помещения земских конюшен. Затем его передали под помещения Пермской конвойной команды. Сейчас исторический объект имеет адрес ул. Краснова, 14.

Он жил небом

 краснов

Будущий Герой Советского Союза Николай Краснов родился 9 декабря 1914 года в деревне Княжичи ныне Гороховецкого района Владимирской области. Уже с детских лет сочетал учёбу в школе с занятиями в Вязниковском аэроклубе. В 1930 году поступил в Тамбовскую специальную школу лётчиков, по окончании которой два года работал пилотом в Днепропетровском авиаотряде. Через шесть лет его направили в качестве лётчика-испытателя новых конструкций винтов в Бердянск.

Новым местом его службы в 1938 году стала Пермь, где на боевых машинах Краснов испытывал авиадвигатели ОКБ-19 и завода №19 им. Сталина (ныне АО «ОДК-Пермские моторы»).

Начало войны Николай Краснов встретил в Перми (с 1940 года — Молотов). На её четвёртый день в городе состоялся массовый митинг трудящихся. На нём выступил и уезжавший на фронт пермский лётчик. В своей короткой речи он сказал: «Моя жизнь принадлежит Родине, и за её честь и свободу я буду бороться с коварным врагом до полной победы, не жалея ни своих сил, ни самой жизни». Уже через несколько дней старший лейтенант повёл свою машину в первый бой.

Первые воздушные бои с противником показали, что у Краснова были хорошие наставники. Защищая небо Москвы, участвуя в боях на Северо-Западном фронте, Николай Фёдорович понимал: работа лётчиком-испытателем в ОКБ-19 дала ему бесценный опыт. Знание тонкостей эксплуатации двигателя самолёта приносило чувство уверенности в полётах. Молодой лётчик не уступал в мастерстве старшим товарищам. В конце сентября 1941 года лётчиков-испытателей вернули на заводы для продолжения работы по созданию новой техники. Краснов же на все запросы отвечал: «Пока идёт война, моё место на фронте».

В конце войны Краснов командовал эскадрильей в 116-м истребительном авиационном полку 295-й Новомосковской Краснознамённой авиадивизии. В воздушных боях сбил около 50 самолётов противника. Только над Будапештом он провёл 26 воздушных боёв и уничтожил восемь самолётов противника. За проявленные в боях мужество и воинскую доблесть 4 февраля 1944 года Николай Краснов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб легендарный лётчик за несколько месяцев до Победы в боях за освобождение Венгрии: 29 января 1945 года Николай Краснов сражался с шестью фашистскими самолётами, четыре из которых были им подбиты. Израсходовав весь боекомплект, он принял решение возвращаться на аэродром. При подлёте Краснов обнаружил вражеский бомбардировщик, пошёл на его таран. Это был последний бой прославленного лётчика. Краснов погиб при скапотировании (аварийное опрокидывание) своего истребителя после вынужденной посадки под Будапештом.

Дважды Герой Советского Союза Николай Скоморохов, считавший себя многим обязанным Краснову, писал о своём боевом товарище: «В воздухе держится легко, непринуждённо, абсолютно всё видит, его маневр — экономичен, расчётлив, огонь — короток и точен. Почерк настоящего аса. Позже мы убедимся в том, что он воздушный бой не ведёт, а как бы творит его. Он жил только небом... На земле он тоже не отличался многословием. Был строг и беспредельно честен».

Героев Советского Союза обычно хоронили на родной земле, но, поскольку ближайшим городом в полосе 3-го Украинского фронта была Одесса, друзья провожали его в последний путь именно там.

От улицы до микрорайона

Имя Николая Краснова в Перми получил и один из микрорайонов Свердловского района. Его границы, согласно паспорту, составленному в 2000 году, проходят от ул. Саранской (нечётная сторона) по ул. Уфимской (чётная сторона), вдоль железной дороги Пермь — Кунгур, по ул. Карагайской, ул. Моторостроителей и от ул. Куйбышева, 117 до пересечения с ул. Саранской. Правда, в документе приводится ещё ряд улиц, которые находятся дальше Уфимской, — ул. Муромская и ул. Илецкая.

О микрорайоне Краснова в своей книге «Свердловский район. Время. События. Люди» рассказала краевед и музейный работник Татьяна Силина: «Первое название посёлка — Западный, то есть находящийся на западе от промышленной площадки завода №19 (ныне АО «ОДК-Пермские моторы»). Проект его застройки разрабатывался в 1936, 1938 и 1941 годах и предполагал расположение между оврагами, клиньями, выходящими к реке, барачного посёлка, рассчитанного на 7800 жителей. Для застройки был выбран проект индивидуального сборно-щитового дома системы инженера Куренко». Первые дома в виде деревянных каркасно-засыпных бараков возводились в посёлке в 1941 году.

В 1945 году, после гибели Героя Советского Союза гвардии майора Николая Краснова, моторостроители обратились в райисполком с ходатайством о присвоении посёлку его имени, их просьба была удовлетворена. Так Западный стал посёлком Краснова. К 1947 году на его территории уже стояли более 90 бараков и щитовых домов, свои хлебопекарня, спортивный клуб, кинотеатр «Ударник» и столовая. Названия первых улиц появились в 1948 году: Обвинская, Серебрянская (позднее — Серебрянский проезд), Уфимская, Нердвинская (с 1976 года — ул. Солдатова), Саранская и другие.

В начале 1950-х годов началось строительство частного сектора на ул. Илецкой и Муромской. Около каждого дома был небольшой участок — жильцы высаживали картошку, разные овощи, ягоды. С 1968 года в истории микрорайона открылась новая страница. На месте бараков стали возводиться пятиэтажные и девятиэтажные дома. В 1975 году на территории микрорайона появился первый 14-этажный дом, а на месте частных домов началось строительство первого 16-подъездного дома (в народе — «китайская стена»). В 1985 году формирование облика микрорайона в основном было завершено.

Памяти героя

В Перми сейчас есть несколько памятных мест, посвящённых Николаю Фёдоровичу Краснову. В его честь установлены две мемориальные доски: первая открыта 2 ноября 1965 года на ул. Краснова, 26, вторая — на ул. Героев Хасана, 32, где он проживал.

улица краснова доска

В апреле 2018 года решением городской администрации имя героя-пермяка стал носить сквер на пересечении ул. Солдатова и Моторостроителей.

В апреле нынешнего года в Перми стартовала программа «Улицы Победы» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Городские власти начали реконструкцию ул. Краснова на участке от ул. Пушкина до ул. Сибирской. На улице предстоит заменить покрытие тротуара, расширить пешеходную часть, выполнить ремонт проезжей части площадью 6500 кв. м и обустройство газонов, пешеходного ограждения, установку новых опор и плафонов освещения, обновить бортовой камень. Срок окончания работ — октябрь 2020 года.

Масштабная кампания приурочена к 75-й годовщине Великой Победы и будет реализовываться в течение всего юбилейного года в 83 регионах, принимающих участие в нацпроекте. Проект «Улица Победы» предусматривает приведение в нормативное состояние и благоустройство объектов улично-дорожной сети, названных в честь Дня Победы или героев Великой Отечественной войны.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть