Пермь,
25 апреля 2024 г., четверг

Город реальных дел

Свой день рождения Пермь встречает уверенным курсом на преобразования

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
трамваи

Реализуемый городскими властями на протяжении последних лет курс экономической политики, в том числе наращивание инвестиционной составляющей бюджета и серьёзное вливание финансовых средств в социальную сферу, подтвердил свою состоятельность. Сегодня все усилия предпринимаются с учётом сложившейся в стране и мире ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Меры, предпринятые властями Перми в предыдущие годы, позволили создать необходимый «запас прочности», чтобы сегодня продолжать реализацию крупных инвестиционных проектов администрации города в сфере благоустройства и социальной политики.

В рамках подготовки к юбилею

В городе продолжается системная работа над проектами, которые обеспечат достойную подготовку Перми к 300-летнему юбилею. Они создадут новое качество жизни, новые возможности для самореализации каждого жителя города.

«Облик Перми создают не дома и улицы, а люди. Мы все разные, но нас объединяет любовь к городу, в котором мы живём. Пермь вдохновляет, дарит свою энергию — и мы живём с ней в одном ритме, чувствуем её пульс. В наших силах сделать так, чтобы город становился лучше, красивее, комфортнее, чтобы здесь хотелось жить и растить детей. Пермяки знают: счастье не за горами, оно в нас самих. Мы сами создаём наш общий дом, где для каждого найдётся место, где каждый из нас становится частью общей истории», — отмечает глава города Дмитрий Самойлов.

В 2019 году в краевой столице построили и капитально отремонтировали более 1 млн кв. м дорог, инвестиции в основной капитал выросли на 17,9%, опережающими темпами развивается инфраструктура образования, культуры и спорта. По итогам 2019 года, задачи, которые городские власти ставили в стратегии развития города на этот период, удалось полностью реализовать, а по ряду показателей и перевыполнить.

Общественный транспорт

Минувший 2019 год стал началом больших изменений в отрасли общественных перевозок. Эти изменения — обновление транспорта, апробация новых контрактов с повышенными требованиями к перевозчикам, постепенный переход на безналичную оплату проезда, новая маршрутная сеть — направлены на создание более комфортных условий для пассажиров.

Дмитрий Самойлов, глава Перми:

— В рамках развития транспортной отрасли в городе мы проделали достаточно большой объём совместной с перевозчиками работы. Он связан с внедрением новой маршрутной сети, возрождением муниципального автопарка, началом обновления подвижного состава, внедрением тарифного меню.

Одним из ключевых событий, произошедших в 2019 году, стало возрождение муниципального автобусного парка. Городские власти приобрели 65 дизельных и 20 газомоторных автобусов марки Volgabus. Они полностью соответствуют современным требованиям: 100-процентная низкопольность, топливо марки Евро-5, наличие кондиционера, различного дополнительного оборудования, предназначенного для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров и водителей. Парк общественного транспорта пополнился девятью современными трамваями — восемью односекционными модели «Львёнок» и одним трёхсекционным трамваем модели «Лев». Они уже работают на городских маршрутах.

Подготовка к транспортной реформе широко обсуждалась с общественностью. Прежде всего, это коснулось изменений маршрутной сети города.

«К старту пилота были вопросы. Когда работу наладили, стало существенно лучше. Безналичная оплата проезда, пересадки — всего этого долгое время не хватало. Особенно безнала — в наши дни многие снимают наличные лишь для поездок в транспорте, а в остальных случаях платят картой. Стало удобнее. Пересадки — тоже плюс, когда транспорт ходит как полагается. Раньше я тратил на дорогу 40 руб. в одну сторону, после ввода пилота я стал ездить за 20 руб. (теперь езжу за 24, но это всё равно дешевле, чем 40). В общих чертах, произошедшие изменения — это хорошо. Пермская система была лучшей в стране 10 лет назад, но если ничего не менять, позиции мы не удержим», — делится Михаил Вшивков, автор транспортного блога «Первый парк».

В прошлом году городские власти разработали проект новых контрактов с перевозчиками, которые предполагают ужесточение требований к качеству подвижного состава и его экологичности. Согласно их условиям, к 15 июля количество автобусов не старше пяти лет, с минимальным экологическим классом не ниже Евро-5 должно составлять не менее 30% от общего числа автобусов на маршруте, а к концу 2020 года — 100%. Такое требование распространяется на всех перевозчиков, в том числе и на тех, кто обеспечивает связь центра и районов. Также введено требование об увеличении доли газомоторных автобусов и автобусов с классом экологичности не ниже Евро-5. При несоблюдении этих условий предусматривается объёмный пакет штрафных санкций.

«При разработке новой маршрутной сети был собран огромный массив данных: исследование пассажиропотока, классическим университетом был проведён социологический опрос, проанализированы данные о транспортных корреспонденциях — основных направлениях передвижения сотрудников крупных предприятий, учащихся. Также было проведено исследование в части переизбытка или недостатка транспорта на разных направлениях. Исходя из этого был разработан окончательный вариант новой маршрутной сети. Стоит отметить, что для удобства пассажиров была предложена система бесплатных пересадок не только на тех маршрутах, которые подверглись изменениям, а на всём городском пассажирском транспорте», — поясняет исполнительный директор Агентства дорожной информации «Радар» Юрий Попов.

Сейчас для удобства и безопасности пассажиров 317 транспортных средств города работают на экологически чистых видах топлива, в том числе на компримированном газе и электрической энергии, 908 транспортных средств имеют системы видеофиксации, 920 — низкое расположение пола, что составляет 79,8% всех транспортных средств. В 2018 году доля низкопольного транспорта составляла 71,5%.

В декабре 2019 года в продажу поступили транспортные карты, которые являются доступными для всех категорий пассажиров. Они принимаются в 100% подвижного состава. На момент запуска в оборот карты работали в формате электронного кошелька. В начале этого года стало возможно подключить один из тарифов, предполагающий различные размеры экономии денежных средств.

«Уже два года в Перми идёт процесс внедрения новой транспортной модели. Основная её цель — повышение качества пассажирских перевозок», — отмечает заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева.

Городская среда и благоустройство

По итогам 2019 года Пермь вошла в топ-10 городов-миллионников страны по качеству городской среды, заняв в нём девятое место. Наиболее высоко среди всех сфер городской среды Перми эксперты оценили озеленение территории, качество улично-дорожной сети и общегородское пространство.

Качество городской среды является одним из конкурентных преимуществ развития краевой столицы, поэтому задачей муниципалитета является создание городского пространства, отвечающего современным требованиям комфортности, удобства, безопасности и доступности.

Дмитрий Самойлов:

 — Несмотря на ограничительные меры в связи с коронавирусом, все важные городские дорожные стройки сегодня находятся в работе: улицы Революции, Героев Хасана, Карпинского и другие 14 объектов по нацпроекту, а также ремонты по проекту «Малые дела» — всё идёт в плановом режиме.

Одним из важных направлений развития городской инфраструктуры является развитие и приведение в нормативное состояние дорог общего пользования. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году в Перми выполнили ремонт 30 объектов за счёт финансирования из федерального бюджета с привлечением порядка 600 млн руб. Общая площадь отремонтированной проезжей части составила 331,2 тыс. кв. м. В 2020 году городские власти не собираются сбавлять набранные темпы — по нацпроекту предстоит отремонтировать 14 крупных объектов, ещё 11 обновят в рамках проекта администрации Перми «Малые дела». Кроме того, продолжаются крупные дорожные стройки прошлых лет на улицах Революции и Героев Хасана, начался ремонт на улицах Краснополянской и Карпинского, путепровода на ул. Светлогорской.

Уже три года подряд в Перми ежегодно приводится в нормативное состояние более 1 млн кв. м дорожного полотна. В 2019 году отремонтировали ряд центральных улиц — Пермскую, Луначарского, 1-ю Красноармейскую, Глеба Успенского, Швецова, а также важные транспортные артерии в районах города — улицы Локомотивную, Малкова, Встречную и другие.

Значительный объём ремонта позволил увеличить долю автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, с 58% до 65,7% за последние два года. Долгосрочная цель состоит в увеличении этого показателя до 85% к 2024 году.

«То, что благоустройство улиц и общественных пространств стало приоритетным направлением и находится под пристальным вниманием администрации города, вселяет надежду, что город будет приносить нам всё больше и больше положительных эмоций и гордости. Сегодня возрождаются старые и появляются новые, любимые жителями места для прогулок, встреч. Вдохновляет то, что растёт качество и комплексность реализуемых проектов благоустройства. Хочется не останавливаться на достигнутом и наладить работу над ошибками, которая является необходимым условием для совершенства», — подчеркнул старший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики Пермского национального исследовательского политехнического университета Андрей Головин.

В 2019 году в Перми продолжилась реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда»), в ходе которого в городе благоустраиваются дворы и знаковые места массового отдыха. В 2019 году в краевом центре благоустроили 113 дворовых территорий, прилегающих к 204 домам. В результате доля населения, проживающего в домах с благоустроенными дворовыми территориями, по итогам 2019 года составила 38,3%. В 2020 году по национальному проекту предстоит отремонтировать ещё 77 дворовых территорий. Работы начались раньше поставленных сроков, на части объектов их уже завершили.

В рамках нацпроекта также преображаются два центральных места массового отдыха горожан: сквер на эспланаде и сквер в нижней части набережной реки Камы. В 68-м квартале эспланады появился амфитеатр с подсветкой, два кафе, вписанных в холмы, декоративные качели с навесами. На нижней части набережной Камы появились детская площадка, туалеты, комната матери и ребёнка. Работы по благоустройству этих мест отдыха продолжаются.

В 2019 году также завершились работы по строительству сквера на ул. Краснополянской, 12. Разработаны проекты благоустройства скверов на ул. Генерала Черняховского, ул. Екатерининской, 171, ул. Калгановской, 62, обустроена 61 детская и спортивная площадка с дорожками, освещением.

Важной составляющей комфортной городской среды является озеленение территорий. Ежегодно в Перми высаживается более 14 тыс. кустарников и деревьев. Посадки ведутся не только в центре города, но и в районных парках и скверах.

В рамках подготовки к празднованию 300-летия Перми летом прошлого года началось комплексное благоустройство Комсомольского проспекта. Сейчас основной объём работ по ремонту тротуаров на участке от ул. Екатерининской до ул. Ленина выполнен, подрядчик приступил к работам в сторону ул. Монастырской. Основные идеи комплексного преобразования — воссоздание исторического облика улицы и приоритетность для пешеходов, создание комфортных условий для пешеходов на всей протяжённости Компроса, а также стимулирование пешеходного трафика.

«При создании благоприятной инфраструктуры для жителей в рамках национальных проектов или городских целевых программ важна каждая деталь и сроки, в которые будут доступны эти блага. Сегодня общественники активно подключились к контролю за благоустройством дворов и ремонтом дорожных объектов, эксперты и профессиональные общественные сообщества обследуют каждый новый проект, изучая, насколько он будет комфортен в дальнейшем для разных групп населения. Один из главных аспектов, который сегодня наблюдается в городе, — комплексный подход. Если ремонт дорог, то обязательно с пешеходными развязками и освещением, благоустройством газонов. Если это двор, то помимо дороги, парковок, освещения и подходов к подъездам планируется синхронизация с программой по устройству детской и спортивных площадок. Главная задача, которая сейчас касается всех нас, — поддерживать вид и состояние отремонтированных мест», — отмечает Михаил Борисов, председатель общественного совета министерства ЖКХ и благоустройства Пермского края.

Образование

Строительство и ремонт социальных объектов — ещё одно приоритетное направление работы под контролем главы Перми Дмитрия Самойлова и городской администрации. Количество учеников общеобразовательных учреждений города в среднем за 2019 год составило 121,5 тыс. человек, что почти на 5 тыс. больше, чем в 2018 году. В результате строительства новых корпусов школ доля учащихся, занимающихся в первую смену, возросла до 69%.

Дмитрий Самойлов:

— Выделяется серьёзное софинансирование из федерального и краевого бюджетов для проектирования и строительства новых социальных объектов — школ, детских садов. Существующая материально-техническая база отрасли образования в некоторых случаях требует капитального ремонта. У нас уже есть успешный опыт обновления существующих зданий школ, включая «Город дорог», школу №102, ряд учебных учреждений в Свердловском районе. Мы поставили жёсткие сроки проектирования и строительства всех социальных объектов. Сегодня в Перми одновременно строятся несколько детских садов и школ благодаря активному участию в национальных проектах «Демография» и «Образование». Нужно сделать всё для того, чтобы объекты были введены в эксплуатацию в плановые сроки.

После открытия в 2015 году нового корпуса гимназии №11 им. Дягилева в Перми ввели в эксплуатацию ещё три новых объекта: два корпуса-тысячника школ №42 в Свердловском и №59 в Дзержинском районах, а также новую школу «Мастерград» на 1200 учащихся в микрорайоне Пролетарском. В 2019 году городские власти после капитального ремонта здания открыли новый корпус школы №30 в микрорайоне Вышка-2. Благодаря строительству новых зданий обучение здесь в основном стало возможно организовать в одну смену. Также ремонты провели в школах №№25, 77, 81 и 115, в школе дизайна «Точка» и гимназии №11.

«Новые образовательные учреждения целесообразно строить в тех районах, где есть вторая смена, в идеале — чтобы от неё отказаться. Понимаем, что отказаться от второй смены сложно, но к этому нужно стремиться. Также важно не допускать простоя помещений: вовремя проводить требующиеся ремонтные работы и запускать образовательный процесс», — поддерживает курс городских властей председатель Совета родителей Перми Михаил Смирнов.

Сейчас в Перми в рамках нацпроекта «Образование» ведутся ещё три «школьные» стройки. Так, строительство нового корпуса школы №93 «Фотоника» на 400 мест на ул. Полины Осипенко, 46 планируется завершить в первом квартале 2021 года. В этом году также планируется сдать в эксплуатацию новое четырёхэтажное здание гимназии №3 на 1050 мест в микрорайоне Гайва.

Строительные работы ведутся и в микрорайоне Красные Казармы. В новом здании, возводимом в рамках соглашения, заключённого между краевыми и городскими властями с застройщиком, разместится школа дизайна «Точка» на 1225 мест. Сейчас на этом объекте производится внутренняя отделка помещений, монтаж всех систем, началось благоустройство территории. Руководство школы приступило к формированию нового преподавательского состава. Строительство планируется завершить до конца этого года.

Ведётся капитальный ремонт школы №127 в Мотовилихе, планируется начать реконструкцию бывшего здания училища на ул. Целинной под размещение ещё одной школы. Также в этом году в рамках нацпроекта «Образование» начинаются строительно-монтажные работы по возведению нового здания школы на 1100 мест на ул. Юнг Прикамья, 3 в Кировском районе. Городские власти подписали муниципальный контракт с подрядчиком на её возведение. Ожидается, что новое здание школы в микрорайоне Водники откроет свои двери в 2022 году. На очереди — начало строительства нового корпуса гимназии №17 на 550 мест.

«Очень ценно, что после каждой крупной стройки или ремонта обновляется и образовательная программа, а также создаётся доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья», — говорит глава города.

Также за последние годы в Перми выполнен серьёзный объём работ по повышению доступности и качества дошкольного образования. За последние четыре года в городе создали более 10 тыс. новых мест для дошколят.

В 2019 году после капитального ремонта открылся корпус детского сада №261 в Кировском районе, новый корпус детского сада «Гармония» на ул. Чернышевского, 17в и третий корпус детского сада «Эрудит» в микрорайоне Ива. Таким образом, только за 2019 год в Перми появилось почти 700 новых мест в детских садах.

«Увеличение мест в школах и детских садах — ключевая задача, поэтому, несмотря на действующий в нашем городе режим самоизоляции, важно не снижать темпы строительства. Объёмы строительных работ должны быть такими, чтобы появилась возможность повсеместно организовать обучение школьников в первую смену. Также нужно продолжать оснащать учреждения образования спортивной инфраструктурой. Данное направление имеет важное культурное и досуговое значение для детей и жителей микрорайонов города», — подчёркивает член Совета отцов при уполномоченном по правам ребёнка в Пермском крае, президент Ассоциации айкидо Пермского края Денис Гатаулин.

В рамках нацпроекта «Демография» строятся новые детские сады на улицах Желябова и Плеханова в Дзержинском районе, на ул. Евгения Пермяка в Мотовилихе, на ул. Байкальской в Кировском районе. Благодаря этим мерам в муниципальной сети появится более 1000 новых мест. Готов к открытию новый детский сад на 160 мест на ул. Революции, 52г, построенный в рамках соглашения краевых и городских властей с застройщиком «Кортрос-Пермь». Новый детский сад сможет принять детей после снятия ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

«Для нас социальная сфера — главный приоритет. Строя школы и детские сады, мы инвестируем в будущее», — убеждён глава Перми Дмитрий Самойлов.

Муниципалитет видит в кризисах не только испытания, но и возможности для последующего роста.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть