Пермь,
11 июля 2020 г., суббота

И корабль плывёт...

Каждую навигацию на судоходных реках Прикамья появляются пираты

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
река

Правда, они не грабят испанские галеоны, а возят нелегально пассажиров. В Пермском крае насчитывается более 100 тыс. дачных участков, расположенных на берегах судоходных рек — Камы, Сылвы и Чусовой. Далеко не до всех дач можно добраться по суше. Поэтому каждый сезон, с мая по ноябрь, по рекам Западного Урала речные суда везут дачников к их садовым участкам.

«Зарастают» голубые дороги

Ещё четверть века назад в Прикамье был большой пассажирский флот. Летом по рекам сновали быстрые «Метеоры», «Восходы» и «Ракеты», неспешно плыли речные трамвайчики и красовались круизные теплоходы. Однако за прошедшее время ситуация изменилась. Реки практически перестали выполнять функцию транспортных артерий. Причин этому несколько.

Говорят, что сильно изменился темп жизни и неспешный речной транспорт—  не для современного человека. А ещё специалисты отмечают, что серьёзно подорвала позиции речников авария, которая произошла 27 августа 2000 года в 4 км от Осы. Тогда «Восход-42» врезался в баржу и погибли люди.

Также подводит речников короткий период навигации — с мая по ноябрь. Полгода, а иногда и больше, суда стоят на приколе и не приносят прибыли, но при этом требуют средств на содержание. Рентабельными для бизнеса остаются только паромные переправы.

Как поясняют эксперты транспортной сферы, перевозки пассажиров по реке стоят значительно дороже, чем доставка пассажиров автобусами. При этом в последние годы интенсивно развивается строительство дорог различного назначения. Именно поэтому в последние 20—30 лет интенсивность речных перевозок значительно снизилась.

Берег левый, берег правый

Однако есть маршруты, на которых позиции речников остаются незыблемыми. Это как раз те самые речные перевозки с берега на берег или же экскурсионные поездки. Если с «туризмом впечатлений» всё более-менее понятно, то малые речные перевозки остаются настоящей «чёрной дырой» на речных просторах.

У паромных переправ появились незаконные конкуренты — владельцы маленьких катерков и моторных лодок. Они перехватывают пассажиров и перевозят их по более низкой цене. И это самая настоящая проблема.

По словам заместителя руководителя Государственной инспекции по маломерным судам Дениса Савельева, на речках Прикамья нелегальных извозчиков не меньше, чем незарегистрированных перевозчиков-таксистов в Перми.

«Есть большая трудность в противодействии этим нелегалам. Каждый раз, когда такого перевозчика «ловят за руку», он говорит, что везёт друзей, родственников или ещё кого-то знакомого и денег за это не берёт», — рассказывает Денис Савельев.

Надо понимать, что эти люди ради прибыли ставят под угрозу жизнь своих пассажиров. Перевозчики-нелегалы часто пренебрегают элементарными правилами — не обеспечивают пассажиров средствами спасения и допускают серьёзный перегруз судов.

«Это прямой путь к большим неприятностям», — отмечают в транспортной полиции Прикамья.

Рейдом по пиратам

Сотрудники министерства транспорта Пермского края совместно с ГИМС ГУ МЧС и линейным отделом МВД России на транспорте продолжают рейды по рекам Чусовой и Сылве с целью обнаружения нелегальных перевозчиков на маломерных судах.

По итогам этих рейдов в первой половине июня выявили три нарушения в части наличия спасательных средств при перевозке пассажиров по маршруту Новые Ляды — Плотниково.

Во время рейда также зафиксировали факт отсутствия техосмотра на одном из судов. Владельцу судна назначили штраф в размере 5 тыс. руб. по административной статье «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления». Отметим, что проходить техосмотр маломерные суда должны один раз в пять лет.

В краевом министерстве транспорта отмечают тенденцию к увеличению количества незаконных перевозок на рейсах Старые Ляды — Куликово — Старые Ляды и Сылва — Троица — Сылва.

Как правило, частные лица предлагают пассажирам перевозку по маршрутам в обход официальных рейсов. Такие суда не имеют соответствующих разрешений, более того — не зарегистрированы в Речном реестре. Поэтому рейды, направленные на выявление незаконных речных перевозчиков, будут проводиться регулярно.

Что может предложить государство

Каждый год определяются речные маршруты, необходимые для дачников, и проводится конкурс на их обслуживание. Чтобы судовладельцы «не прогорели», им выдаётся субсидия.

В апреле этого года минтранс Пермского края подвёл итоги конкурса на право перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения. Конкурс был объявлен на определение перевозчиков на маршрутах к населённым пунктам, в которые можно добраться только по воде.

Решением комиссии право на осуществление перевозки пассажиров водным транспортом пригородного сообщения предоставлено ООО «Мошево» (маршрут Березники — Быстрая — Березники). Эта же компания выиграла право обслуживать маршрут Старые Ляды — Куликово — Старые Ляды.

Право обслуживания маршрута Сылва — Троица — Сылва по итогам конкурса выиграл индивидуальный предприниматель Николай Кошкин. Маршрут Пермь — Заречный — Пермь в 2020 году будет обслуживать ООО «Кама-Трэвел». По условиям конкурса всем перевозчикам предоставляется субсидия за счёт средств бюджета Пермского края. Она должна возместить часть затрат, связанных с перевозкой пассажиров. Всего на организацию водных маршрутов в 2020 году выделено порядка 17,5 млн руб. Эта поддержка помогает перевозчикам готовить суда к навигации и частично компенсирует расходы на перевозки.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть