Пермь,
8 августа 2020 г., суббота

Будущее уже наступило

В пермском МФЦ робот — двойник человека помогает жителям получать госуслуги

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
мфц

В отделении многофункционального центра «Мои документы» на ул. Куйбышева, 9 приняли на работу нового сотрудника — человекоподобного робота. Его разработала пермская компания «Промобот». Это первый в нашей стране случай, когда робот — двойник человека «устраивается» на должность специалиста по приёму документов и оказанию государственных услуг.

Делай как мы, делай лучше нас

Антропоморфных роботов создали для помощи клиентам в местах повышенного скопления людей: в музеях, МФЦ, торговых центрах, аэропортах. На данный момент «Промобот» изготовил 11 таких помощников. В пермском многофункциональном центре трудится первый робот-двойник с женской внешностью. Лицо девушки-робота сгенерировала нейросеть: искусственный интеллект проанализировал тысячи фотографий российских женщин и представил обобщённый образ с располагающей внешностью.

Пермские инженеры не только создали робота максимально похожим на человека, но и научили его копировать эмоции: может улыбаться, удивляться, моргает глазами, двигает бровями. Технология, разработанная в «Промоботе», позволяет воспроизводить более 600 вариантов микромимики.

«У человека более 40 лицевых мышц. Наш робот приблизился к реальности: у него 38 таких «мышц». Это помогает практически полностью имитировать человеческую мимику», — говорит Олег Кивокурцев, сооснователь и директор по развитию компании «Промобот».

Робот умеет общаться с людьми, распознавать лица и речь людей. Также механический сотрудник может выполнять и технические задачи — сканировать документы, к примеру паспорт или водительское удостоверение. Теперь посетителю многофункционального центра не нужно вводить своё имя, фамилию и прописку — робот найдёт их в документе с помощью сканера, самостоятельно обработает данные и примет заявление. Вдобавок внутри робота находится и специальное программное обеспечение — он интегрирован с базами данных МФЦ.

Конечно, есть то, чего искусственный интеллект пока сделать не сможет. Например, зарегистрировать сделку купли-продажи недвижимости, что является одной из самых востребованных и в то же время сложных госуслуг.

«Важная задача сотрудника МФЦ — расположить к себе заявителя, наладить диалог. Роботы пока не способны сделать это так, как люди, но мы будем работать в этом направлении. Цель этой модели робота — снять простые задачи с людей, а более креативные, трудные и интересные — оставить человеку. Механический сотрудник однозначно сможет помочь разгрузить обычных специалистов в монотонном и механическом труде», — отмечает Олег Кивокурцев.

Прочь барьеры и препятствия

Как отмечают в «Промоботе», одной из главных задач компании является разрушение барьеров между человеком и роботом, интеграция их в человеческий быт. Появление нового робота в МФЦ стало ещё одним значимым шагом компании в этом направлении.

Алексей Южаков, председатель совета директоров компании Promobot:

— Наша сверхзадача — сломать барьер человеко-машинного взаимодействия. Полгода назад мы получили научное подтверждение нашей гипотезы: тогда в России впервые провели исследование социальных установок относительно роботов как раз в условиях МФЦ. Результаты удивили даже нас: оказалось, что наиболее положительную оценку клиентов МФЦ получил роботизированный человек. То есть идеальная формула оказания услуг — внешность человека плюс общение по скрипту робота. Человек никогда не будет говорить как робот, а вот робот, который выглядит как человек, — уже не за горами. Мы идём в правильном направлении.

С ним соглашается Олег Кивокурцев: «Есть такой термин — «зловещая долина робототехники». Если у робота «в привычном виде» появляются человеческие глаза, волосы и другие черты лица, то он, безусловно, начинает пугать нас. Но если он становится максимально идентичен человеку, то график положительного восприятия идёт вверх, и с ним намного больше хочется общаться. В этом направлении мы и ведём разработки, и уже во многом преуспели. Если вспомнить нашего робота Алекса (первый концепт человекоподобного робота от «Промобота». — Ред.), то робот в МФЦ уже на много шагов впереди».

Кстати, это не первый робот — сотрудник краевого многофункционального центра. В феврале 2019 года филиал МФЦ «Центральный-2» принял на работу модель Promobot V.4. Робот-консультант встречает посетителей на входе, помогает им сориентироваться в услугах, уточняет готовность документов, предзаполняет заявления, выдаёт талоны электронной очереди.

Игорь Никитин, министр информационного развития и связи Пермского края:

— Идея создания и применения робота в МФЦ к нам пришла давно, мы занимаемся этим третий год. Изначально мы использовали более раннюю версию. Переживали по поводу того, насколько это будет востребовано, сможет ли он заменить человека. Сейчас уже можно сказать, что, какой бы вариант робота мы ни использовали, он однозначно будет полезен. Предыдущая версия Promobot V.4 проработала у нас уже больше года. За это время робот оказал более 30 тыс. услуг. Теперь пришло время более совершенной модели, которую коллеги из «Промобота» сделали в оперативные сроки.

Грани будущего

Сейчас роботизированный сотрудник МФЦ проходит адаптацию — необходимо отладить все процессы, произвести настройки для максимально комфортного предоставления госуслуг заявителям.

«Пока мы смотрим, как реагируют люди, понятен ли им интерфейс. Успехи очевидны: большинство посетителей не испытывают затруднений в общении с роботом. Он всё понимает: с ним можно общаться как голосом, так и с помощью сенсорного монитора, который установлен перед механическим сотрудником», — говорят разработчики.

В рамках тестового периода искусственный интеллект выполняет лишь две задачи — выдаёт справки об отсутствии судимости и отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств. В дальнейшем функции роботизированного сотрудника планируют расширить до 15 госуслуг из числа наиболее востребованных (выдача российского и загранпаспорта, водительского удостоверения, СНИЛС и других документов).

По словам Игоря Никитина, главная задача механического сотрудника — освободить специалистов от рутинных процессов: «Мы однозначно идём в верном направлении. По итогу роботизация процессов оказания некоторых государственных услуг позволит нам повысить качество работы всего МФЦ, снизить среднее время ожидания, сократить очереди».

Быть может, уже совсем скоро искусственный интеллект сможет на равных заменять человека и помогать нам в быту? Не сомневаемся: рано или поздно это произойдёт. Но, так или иначе, уже со следующей недели новый роботизированный сотрудник МФЦ с нетерпением будет ждать заявителей в окне №64. Оперативно и без перерывов на обед.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

газета Пятница / МФЦ / общество