Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

Настоящее в прошлом

Пермская художественная галерея — один из культурных брендов Прикамья

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
фрагмент экспозиции пермской деревянной скульптуры

Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян рассказала о планах по переезду галереи, уникальности собрания пермской деревянной скульптуры и задачах реставраторов

тавризян

— Для многих жителей других городов и иностранцев Прикамье — это родина пермской деревянной скульптуры. В чём её уникальность, её притягательность для современного человека?

— Открытие пермской деревянной скульптуры как явления принадлежит именно Пермской галерее. Произошло это ещё в 1920-х годах С 1923 года началась экспедиция по собиранию деревянной скульптуры по Пермской области под руководством Николая Серебренникова. В 1926 году была открыта экспозиция пермской деревянной скульптуры, которая практически не закрывалась с того времени — лишь перемещалась по разным залам музея.

Серебренников со своими соратниками объехал почти всё Прикамье, из закрывающихся в то время церквей они вывозили самые ценные в культурно-историческом отношении предметы. Не всегда этот процесс был гладким. Но если бы Серебренников с товарищами этого не сделал, то скульптура была бы утрачена! Деятельность по собиранию подобного искусства не очень приветствовалась в те годы. Во многих регионах запрещалось собирать и показывать религиозное искусство. Так, в Моршанске местные власти издали приказ: уничтожить, сжечь всю коллекцию деревянной скульптуры, которая там была. И сотрудницы музея, две пожилые женщины, за ночь заложили коллекцию стенкой, а во дворе сожгли дрова. Эта коллекция была представлена публике только в годы перестройки.

Николай Серебренников сумел убедить власть, что деревянная скульптура — это искусство, его надо показывать. Это считалось народным искусством, не говорилось, что были какие-то артели, выполнявшие заказы. Во многом именно это спасло коллекцию. Николай Серебренников вёл себя дальновидно не только в этом: он брал с собой в экспедиции по области академика Грабаря, наркома просвещения Луначарского. Благодаря этому пермская коллекция деревянной скульптуры является самой изученной и полной в России и широко известной в мире. Её показывали во Франции, Японии, Ватикане.

Пермская деревянная скульптура очень насыщенная эмоционально, внутренне наполненная. Появляется ощущение глубокого человеческого начала, понимание сути страдания или сопереживания. Есть настоящесть — смотришь и понимаешь: это подлинное, невыдуманное. Искренность чувства резчика переходит в скульптуру. Эта подлинность не может не привлекать современного человека.

— Среди приоритетных задач к юбилею Перми — проект сооружения нового здания галереи. Расскажите, какие варианты переезда галереи сейчас рассматриваются?

— Главный вариант, который сейчас рассматривается, — это переезд галереи на «Завод Шпагина», в новое здание, которое будет соединено с несколькими небольшими историческими корпусами. Это архитектурный проект, который создавался по заказу галереи и учитывает музейные требования, необходимость площадей, организация специального климата, места для размещения экспозиции и фондов, для общественных сервисов. Это не только выставочный зал, это должно быть полноценное пространство, в котором будут большие общественные зоны: образовательный центр, многофункциональный зал, публичная библиотека (у нас огромное собрание книг по искусству), медиатека и архив.

В концепции есть место кабинету нумизматики (у нас в коллекции 16 тыс. уникальных монет), прикладному искусству, галерее фарфора и стекла, Строгановской сокровищнице, искусству народному, советскому.Не говоря уже о фундаментальных разделах — российском и западноевропейском искусстве XV—XX веков.

Проект соответствует идее создания такого «третьего места», где, кроме дома и работы, можно будет проводить время всей семьёй. Но главный акцент, конечно, на том, что здесь будет хорошо экспонатам и мы сможем показывать то, что уже много лет не видит публика из-за отсутствия места в нынешнем здании галереи.

Сейчас объявляется конкурс на доработку проекта, доведение его до рабочей документации и строительно-монтажные работы.

— Галерея озвучила масштабные планы реставрации экспонатов к 2023 году. Какие экспонаты войдут в этот список? Что из этого списка пермяки и гости города увидят уже в ближайшее время?

— Впервые за долгие годы выделяются солидные средства на проведение реставрационных работ. У нас есть четырёхлетняя программа проведения таких работ.

В галерее есть свои прекрасные реставраторы. Также мы сотрудничаем с ведущими реставрационными центрами России: научно-реставрационным центром И. Э. Грабаря, с которым мы занимаемся прежде всего реставрацией живописи, в том числе западноевропейской, и Ярославской художественной мастерской «Реставратор», которая работает с иконописью.

В списке из тысячи предметов живопись и графика, прикладное искусство и мебель, гобелены и многое другое. В числе запланированных к реставрации предметов — две древнеегипетские мумии, хранящиеся в запасниках галереи.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть