Пермь,
26 апреля 2024 г., пятница

Промышленное наследие Прикамья

В Перми обсудили создание нового индустриального музея

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
музей

В четверг, 10 сентября, на «Заводе Шпагина» состоялся круглый стол «Промышленное наследие», посвящённый созданию в Перми нового индустриального музея. Он прошёл на территории временной выставки «Юнгородок» (12+), которая представлена пермякам с 3 по 19 сентября.

Инициаторами встречи выступили Александр Черепанов, директор Пермского автомобильного музея «Ретрогараж», и Валерия Гаврилова, руководитель Музея истории пермского моторостроения. Почему нашему городу необходим индустриальный музей? Какие есть ресурсы для его создания и как он преобразует городскую среду? Об этом порассуждали участники круглого стола.

Сохраняя память

Пермь имеет богатую индустриальную историю. Круглому столу предшествовала экскурсия по выставке-инсталляции юнгородка (юношеского городка), которая с начала сентября разместилась в корпусе №4. В годы войны одним из источников пополнения кадров на предприятиях стали Государственные трудовые резервы, которые активно призывали молодёжь получать востребованные в то время профессии в ремесленных училищах и школах ФЗО (фабрично-заводского обучения).

Набирали рабочих сами предприятия, вербуя молодёжь по всей стране. Так, на завод №19 им. Сталина (так называлось АО «ОДК-Пермские моторы» с 1935 по 1962 год) прибыли тысячи молодых рабочих из разных городов СССР. И растущие потребности фронта требовали постоянного притока рабочих рук. На завод принимали совсем юных работников, которым было по 13–15 лет. Среди них были уроженцы Днепропетровской, Московской и даже Алтайской областей.

В 1944 году пермскому заводу №19 необходимо было резко увеличить количество выпускаемых моторов. И по решению ГКО (Государственного комитета обороны) в октябре 1944 года в Молотов массово направляют выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО со всей страны.

Для приёма молодых рабочих (их ещё называли «ремеслята») вокруг заводов строились специальные поселения — юнгородки. Они, как и завод, являлись режимными объектами. Состояли из нескольких бараков, придомовой территории со спортивными площадками, столовой и КПП.

«Перед «ремеслятами» стояла конкретная задача — увеличить производство авиадвигателя АШ-82ФН (конструктор — Аркадий Швецов), который отлично показал себя в годы войны. И нужно было форсировать производство, резко увеличить количество моторов. Именно эта задача стояла перед ремесленниками, с ней они успешно справились. В 1943 году завод перешёл на поточный метод, был механизирован. А уже в четвёртом квартале 1944 года был установлен суточный рекорд производства — за один день удалось собрать 30 готовых авиадвигателей. Отмечу, не частей двигателя, а целых, готовых двигателей. С момента приезда ребят случился настоящий прорыв в производстве. Ради чего всё это? Ради того, чтобы как можно скорее одержать победу и укрепить наше преимущество в небе на фронтах Великой Отечественной войны», — рассказывает ведущая экскурсии Валерия Гаврилова.

Двигатели АШ-82ФН устанавливались на истребители Ла-5, Ла-7, бомбардировщик Ту-2, которые являлись одними из лучших машин тех лет. Одномоторный истребитель Ла-7 с 14-цилиндровым пермским мотором АШ-82ФН даже называли «эталон 1944 года». На нём в воздушных боях сражались 25 героев Советского Союза, в том числе трижды ГСС Иван Кожедуб.

музей1

В каждом бараке находилось по две комнаты. В одной комнате жили в среднем 20–25 человек, реже — 15, по 40–50 человек в одном бараке. Всего вокруг завода №19 им. Сталина находилось пять юнгородков. Такие поселения возводились за очень короткое время и содержали минимум коммунальных удобств, отличались аскетичностью меблировки. Для каждого жильца предназначались лишь железная кровать и деревянная тумбочка. Нередко жители юнгородков болели кожными заболеваниями, цингой и педикулёзом. За каждой кроватью и тумбочкой была своя личная история и судьба.

«Бывало, те, кто не привык к нашему климату, особенно из южных областей и республик, сильно мёрзли. Шли в термические цеха, засыпали рядом с печами. Там сухо и тепло, но много вредных испарений. И очень много было несчастных случаев, которые заканчивались смертью. Кто-то из мальчишек не выдерживал и убегал на фронт. Как они жили, какие у них были отношения — в этой коллективной жизни переплетались сотни историй и человеческих судеб», — говорит Валерия Гаврилова.

Но даже в таких условиях жители юнгородков чувствовали себя безопасно: большинство юнгородков были ограждены и охранялись, вход — только через КПП. На их территории были библиотеки и спортивные площадки, что обеспечивало досуг молодёжи. Из развлечений — кино и танцы.

«Мы хотим, чтобы город Пермь вспомнил свою историю, не забыл, и чтобы в нашем городе эта историческая память зафиксировалась. Потому что это поколение уйдёт, и как будто ничего не было. Так быть не должно», — отметила в завершение экскурсии Валерия Гаврилова.

Посетить музейно-выставочный мемориальный юнгородок можно до субботы, 19 сентября. Однако не исключено, что сроки могут быть продлены.

Из прошлого — в настоящее

Далее эксперты круглого стола обсудили, зачем Перми нужен музей, посвящённый нашему индустриальному прошлому, и чем это поможет городу.

Александр Черепанов, директор Пермского автомобильного музея «Ретрогараж»:

 — К сожалению, в Перми пока нет достойной площадки, где периодически можно проводить мероприятия, посвящённые нашей индустриальной истории. Например, Музей истории пермского моторостроения, на площадке которого мы сейчас находимся, имеет достаточно обширные музейные фонды, которые невозможно разместить на имеющейся заводской музейной площадке. И у Музея пермской артиллерии такие же проблемы, и у Дома-музея им. Н. Г. Славянова. То, что нас объединяет, — индустриальная направленность. Перми присвоили звание города трудовой доблести, отгремели салюты. Но никаких кардинальных перемен не намечается. Поэтому мы пытаемся взять на себя эту ответственность и задать движение в данном направлении, чтобы хоть как-то изменить наше отношение к индустриальному наследию.

С ним соглашается и Валерия Гаврилова: «Технический музей городу, безусловно, нужен. Он необходим как центральная площадка для общения лучших умов города. Место, где у молодёжи появляется интерес к инженерной работе. Это не только история промышленности и техники, это и рассказ о профессиях, связанных с производством. Ежегодно только музей «Пермских моторов» посещают более 9 тыс. человек, 80% из них — учащиеся школ, студенты техникумов, колледжей и вузов. Мы видим, какой интерес вызывает экспозиция авиационных моторов, и в частности — экспозиция, посвящённая технологии литья лопаток турбины. Пермь достойна музея, в котором будет представлена вся мощь промышленного потенциала нашего региона».

Географ Сергей Меркушев добавил, что появление подобного музея может отразить «лицо» нашего региона. И сегодняшняя выставка, по его словам, подтверждает то, как её содержание может вписываться в контекст места.

Сергей Меркушев, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии ПГНИУ:

 — Находясь в гостях на выставке «Юнгородок», скажу, что это пример, когда выставка оказалась в контексте места, что поднимает статус как культурного пространства, так и выставки. Выставка-инсталляция «Юнгородок» наглядно демонстрирует, как возможно в бывших производственных цехах завода преподносить историю промышленности, историю технологий и производства. Промышленная составляющая Урала — это оплот державы. А мы, к сожалению, не используем в полной мере потенциал этой темы.

В пользу необходимости развития индустриальной темы в Перми высказался и преподаватель ПНИПУ, экскурсовод Ярослав Глаголев.

Ярослав Глаголев, старший преподаватель ПНИПУ, ведущий экскурсий по городу Перми:

 — Нынче модно любить Пермь, но мечтать отсюда уехать. А ведь многие из молодых людей не догадываются, что Пермь — это наш космос, наша авиация и судостроение. Единственный заметный объект, демонстрирующий достижения такого рода, — артиллерийский музей в Мотовилихе. А что же представляет собой Пермь? Одна из доминант нашего города — промышленная составляющая. Урал — оплот державы, промышленный центр России. Есть чем гордиться и есть что показать. Но мы пока не видим и не умеем использовать наш потенциал.

«Цивилизация оценивается не по культурным достижениям, а по развитию технологий. Да, при исследовании древнего мира мы интересуемся наскальной живописью. Но главное — появление на стрелах железных наконечников, которые дали название железному веку. А не то, каких быков и когда люди рисовали на стенах. Культура — результат развития промышленности, а не наоборот. Именно промышленность должна двигать культуру», — отметил в завершение Ярослав Глаголев.

По результатам круглого стола была создана рабочая группа по продвижению проекта краевого технического (индустриального) музея. Музей объединит достижения пермской науки и техники. Кроме того, участники сформулировали обращение к губернатору Пермского края с конкретными предложениями о формировании концепции региональной политики в области сохранения и популяризации индустриального наследия и развития промышленного туризма.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть