Пермь,
18 апреля 2024 г., четверг

20 лет приятности и пользы

29 сентября 2000 года вышел первый номер газеты «Пятница»

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
валерий мазанов

Все, конечно, помнят фразу Рудика из фильма «Москва слезам не верит» о том, что вскоре «не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, а будет одно сплошное телевидение». Подобные прогнозы звучали из каждого утюга и тогда, когда начала расти аудитория интернета.

Будущее телевидения и радио оценивалось весьма скептически, а уж по газетам и вовсе звучали одни похоронные марши. Да, рынок медиа в последние годы претерпел серьёзные изменения. Но читатели сами сделали свой выбор, и наиболее популярные печатные издания сохранили свою аудиторию. Яркий пример тому в Перми — газета «Пятница».

Газета родилась вместе с новым веком — стремительным, бурным и щедрым на перемены. Одних губернаторов в Пермском крае сменилось за это время шестеро, а уж проекты в сфере бизнеса, культуры и медиа появлялись и сгорали сотнями, как метеоры на ночном августовском небе. Газеты, телеканалы, радиостанции, интернет-порталы и даже целые медиахолдинги открывались и закрывались так часто, что уже через неделю после их исчезновения никто не мог вспомнить даже названия. Но только не «Пятница».

В своей первой ипостаси газета заявила о себе как интернет-дайджест. Закон об авторских правах был ещё не столь суров, и издание публиковало всё самое интересное, что удавалось найти на просторах Сети, тоже на тот момент довольно молодого явления в нашей стране. К слову сказать, многие интернет-сайты за это должны быть благодарны «Пятнице», потому что о самом факте их существования тысячи людей узнавали именно из газеты.

Как и положено всем юным и горячим, в первые годы жизни «Пятница» была дерзкой, громкой и даже эпатажной. Мужская часть аудитории (а может, и часть женской) наверняка до сих пор скучает по предпоследним страницам газеты, где полуобнажённые красотки щедро делились секретами любовного искусства, подкрепляя тексты фотографиями своих внушительных аргументов. Невероятные и шокирующие новости, «звёздные» интервью, спортивная хроника, а также основательный пласт действительно полезной информации, в том числе телепрограмма, афиша городских событий, прогноз погоды и сканворд, — вот коктейль, пришедшийся по вкусу тысячам пермяков.

Но с годами остепеняются все. Если у человека на это есть десятилетия, то газета проходит такой путь гораздо быстрее. Популярное издание стало площадкой для публикации важных городских новостей и обязательных документов. С красотками пришлось расстаться, как и с сомнительным интернет-контентом. Потеряв кричащую «желтизну», взамен «Пятница» приобрела много больше — доверие читателей. Ведь шаг за шагом газета завоёвывала статус основного поставщика актуальной, проверенной и надёжной информации, связанной с жизнью города.

Вместе с ростом доверия рос и тираж. С первоначальных 7 тыс. экземпляров он вырос до 30 тыс., до 70 тыс., затем ещё и ещё… На пике своего развития «Пятница» выходила тиражом 150 тыс. экземпляров, каждый из которых был востребован и прочитан, как правило, двумя-тремя членами семьи. Социологические опросы второй половины 2000-х годов показывали, что совокупная аудитория одного номера газеты в то время составляла около 300 тыс. человек. Иными словами, каждый третий пермяк являлся читателем «Пятницы» — включая не умеющих читать младенцев.

Сегодня тираж газеты составляет 100 тыс. экземпляров. Конечно, часть аудитории ушла в интернет, но в том числе на интернет-сайт «Пятницы», который стабильно работает уже несколько лет. То есть у газеты около 200 тыс. читателей.

Представить себе такое количество людей трудно, даже глядя на фотографии минских митингов. Можно представить себе почти три набитых до отказа стадиона «Лужники», который вмещает чуть более 78 тыс. человек. Или более двух лондонских стадионов «Уэмбли», где может разместиться 90 тыс. человек.

Оценили, сколько вас, уважаемые читатели?

Такое зрительное упражнение, кстати, в обязательном порядке проделывает каждый журналист, пришедший работать в «Пятницу». Прежде чем напечатать первую букву на чистом экране компьютера, он должен представить себе, что стоит в центре этого гигантского мегастадиона и его готовы слушать 200 тыс. человек. От того, что и как им сообщат, зависит, будут эти люди рукоплескать оратору или закидают его гнилыми помидорами.

После этого журналист, как правило, начинает куда более ответственно относиться к тому, о чём пишет. И это в значительной степени объясняет, почему за 20 лет своего существования «Пятница» не проиграла ни одного направленного против неё судебного иска — а желающих посудиться было немало.

Продолжая занимательную эквилибристику с цифрами, нарисуем ещё пару «картинок». За 20 лет совокупный тираж «Пятницы» составил около 100 млн экземпляров. Если составить весь этот тираж в высоту, получится гора высотой примерно 100 км — это почти 11 Эверестов.

По весу эта «стопка» потянет примерно на 10 тыс. тонн. Стандартный грузовой железнодорожный вагон перевозит 66 тонн, поэтому состав с общим тиражом «Пятницы» за 20 лет включал бы в себя 152 вагона. Такой состав растянулся бы более чем на 2 км.

Но главное, конечно, не цифры. Не количество, а качество, не форма, а содержание. Об этих параметрах лучше всего рассказывают многочисленные ролики в интернете, где сняты люди, стоящие ранним утром у фирменных стоек «Пятницы» в ожидании свежего тиража. Часто экспедиторы даже не успевают донести пачку газет до стойки: люди расхватывают газеты прямо на ходу.

Есть и более курьёзные свидетельства: в дачный сезон некоторые предприимчивые пермяки ходят по электричкам и продают пассажирам абсолютно бесплатную «Пятницу»! Что ж, редакция на них не в обиде, ведь девиз «Пятницы» — «Приятное с полезным».

Верность своему девизу газета будет хранить и впредь. До тех пор, пока пермяки ждут любимую газету в местах её распространения, «Пятница» будет выходить стабильно — в любую погоду и, надеемся, при любой власти. Так что если прогноз Рудика сбудется и газетам всё же когда-нибудь суждено будет прекратить своё «печатное» существование, то последним изданием в Перми, которое это сделает, станет именно «Пятница».

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть