Пермь,
28 октября 2020 г., среда

Павел Миков: «Не перестаём работать ради защиты прав граждан»

Главная тема — медицина

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
миков

Каждый квартал уполномоченный по правам человека в Пермском крае проводит большую пресс-конференцию, где рассказывает о том, как обстоят дела с правами человека. Это прекрасная традиция краевых омбудсменов: так было при Татьяне Марголиной, так же поступает и нынешний уполномоченный Павел Миков.

Однако традиция бессильна перед ковидом: очередную пресс-конференцию по итогам работы за девять месяцев 2020 года решили не проводить, зато Павел Владимирович подробно рассказал о своей работе в интервью газете «Пятница».

Главная тема — медицина

 — Как изменилась ваша работа в условиях пандемии?

 — В деятельности аппарата уполномоченного важную роль всегда играли личные приёмы граждан, выезды в социальные интернаты, места лишения свободы, больницы. Сейчас пришлось от них отказаться. Вместо этого мы с 1 апреля открыли call-центр, чтобы люди, которые считают, что их права нарушены, могли обратиться по телефону и получить первичную консультацию. Работники call-центра фиксируют все обращения и стараются помочь каждому. Так что мы, несмотря на все сложности, не перестаём работать ради защиты прав граждан.

 — Обращений стало больше или меньше, чем год назад?

 — Примерно столько же — в целом мы получили 3945 обращений, тогда как в прошлом году за тот же период их было 4232. Небольшое количественное снижение мы связываем с тем, что сотрудники аппарата уполномоченного не выезжали в места лишения свободы: обычно обращения от заключённых составляли 35% от общего числа, а нынче — всего лишь одну четверть. Сейчас, кстати, мы уже провели несколько выездов в исправительные колонии и изоляторы временного содержания.

 — Изменились ли жалобы по сути?

 — Структура обращений традиционна: основные жалобы связаны с нарушением социальных прав (45%), затем следуют личные гражданские права (29%), экономические права (10%), политические права (8%), культурные (5%) и экологические (3%).

 — Наверняка в последнее время вы получаете много жалоб, связанных с работой здравоохранения. Социальные сети полны отчаянных рассказов о том, как сложно вызвать врача, сдать тест на ковид, дождаться скорой помощи…

 — Это правда. Мы совместно с краевым минздравом организовали 17 сентября круглый стол, посвящённый Всемирному дню защиты прав пациентов, где обсуждали эту ситуацию. Сегодня главная беда, по мнению пациентов, это длительность ожидания медицинской помощи, особенно экстренной. Здесь «виновато» не только реальное увеличение числа заболевших, но и панические настроения: люди вызывают скорую помощь при малейших симптомах ОРВИ, при которых год назад они бы не стали обращаться к врачу.

Кроме того, дефицит медицинских кадров ощущается всё острее, особенно в последние две недели. Люди же не стальные, как бы врачи ни защищались, они находятся в самой острой группе риска. Многие из них заболели.

В результате вместо 20 минут, положенных по регламенту, скорая помощь доезжает до пациента через пять, шесть часов, а бывает, и сутки. Да, служба скорой помощи получила новые автомобили, но на каждую машину нужно три бригады, потому что они работают в три смены по восемь часов, а этих людей просто нет — не только врачей и фельдшеров, но даже водителей.

Всем жителям Пермского края надо очень серьёзно выполнять противоэпидемические требования. Чем меньше заболевших, тем меньше нагрузка на врачей, тем эффективнее медицинская помощь.

 — И всё же, надеюсь, спасение утопающих — дело рук не только самих утопающих? Что делает минздрав, чтобы «разрулить» проблему?

 — Для решения кадровых проблем было решено призвать к практической работе интернов, ординаторов и студентов четвёртых — шестых курсов медицинского университета. Это поможет сгладить ситуацию.

Осторожно: юридическая фирма!

 — Появились ли какие-то новые темы, связанные с нарушением прав граждан?

 — Есть новая и очень серьёзная тема. В Пермском крае появилось несколько так называемых «юридических фирм», зарегистрированных в форме ООО или ИП. Они звонят пожилым людям по личным телефонам — домашним или сотовым — и очень понятным языком говорят, что им давно положено повышение пенсии — аж на 3000 руб. в месяц. Обещают оказать юридическую помощь, чтобы взыскать с государства недоплаченные средства за последние три года и чтобы в дальнейшем пенсия стала выплачиваться в большем размере.

Пенсионер встречается с представителем фирмы, подписывает договор, и от разговора о якобы бесплатной юридической помощи мошенник уводит человека к полному разорению: подписывает с ним договор микрокредитования, а там и акт приёмки работы, где шестым кеглем написано: «Претензий не имею».

 — Неужели нельзя привлечь эти фирмы к ответственности?

 — Проблема в том, что правоохранительные органы рассматривают эти договоры как акты гражданско-правовых отношений. В этих фирмах действительно работают юристы, и договоры у них составлены так, что не подкопаться. Суды, к сожалению, придерживаются той же точки зрения, что и полиция: договор законный, его подписал дееспособный человек, так что уголовного состава здесь нет. У нас уже скопилась коллекция отказов в возбуждении дела.

Мы считаем иначе. Вот почему по моей инициативе 3 октября государственный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников провёл на эту тему совещание на площадке приёмной президента в Пермском крае с участием прокуратуры, полиции, Роспотребнадзора и администрации губернатора.

Мы считаем, что если нет возможности привлечь этих недобросовестных юристов по статье 159 «Мошенничество», то есть ведь ещё статья об оказании услуг ненадлежащего качества, повлёкших ущерб для клиента. Это тоже уголовный состав. Мы хотим создать прецедент на территории Пермского края и переломить судебную практику, тем более что в других регионах России это уже сделано. Например, в Татарстане уже есть не только выигранные дела, но и случаи возврата средств пострадавшим.

На совещании мы проанализировали ситуацию, и по результатам был дан ряд поручений полиции и органам прокурорского надзора, которые смогут создать правовой механизм защиты прав граждан, пострадавших от подобных недобросовестных юристов.

Служба в армии не должна быть унижением

 — На втором месте по количеству обращений находятся нарушения личных гражданских прав. С какими ситуациями это связано?

 — Недавно я вынужден был обратиться к губернатору по поводу ситуации в краевом сборном пункте призывников на ул. Докучаева. Ещё в июне мы получили оттуда жалобу о том, что там нет горячей воды и за возможность помыться в душе с горячей водой сотрудники берут с призывников плату — 150 руб. Во время весенней призывной кампании мы организовали туда выезд. По поводу взимания мзды жалоба не подтвердилась: там просто физически невозможно организовать горячий душ, потому что все четыре бойлера неисправны. Военный прокурор Пермского гарнизона Сергей Голипад внёс представление исправить ситуацию к осеннему призыву, однако это не было сделано. Осенний призыв начался, а все четыре бойлера по-прежнему не работают. Это объясняют тем, что Министерство обороны РФ не выделило средства на ремонт.

Вот почему я обратился к Дмитрию Махонину как к председателю краевой призывной комиссии с просьбой найти резерв в краевом бюджете и выделить 50 тыс. руб., которых хватит не только на ремонт бойлеров, но и на покупку новых.

Во время наших посещений сборного пункта призывники жаловались на то, что в туалетах нет приватности, расцениваю это как унижение человеческого достоинства. Даже в ИТК и СИЗО в туалетах приватность обеспечена, здесь же молодые люди идут служить Отечеству, выполнять свой конституционный долг, а их служба начинается с унижения. Так не должно быть.

Уроки памяти

 — Мы встречаемся незадолго до Дня памяти жертв политических репрессий — 30 октября. Уполномоченные по правам человека в Пермском крае всегда активно принимали участие в работе по восстановлению прав репрессированных. Что делается сегодня?

 — В этом году многие события, связанные с Днём памяти жертв репрессий, переведены в онлайн-формат в связи с пандемией коронавируса. Так, по инициативе Пермского отделения международного общества «Мемориал» в онлайн-формате пройдёт традиционная гражданская акция «Возвращение имён». Я сам и многие сотрудники аппарата уполномоченного уже записали свои видеофрагменты чтения имён пермяков, погибших от репрессий в 1937–1938 годах, и призываем всех неравнодушных жителей Пермского края обращаться в краевой «Мемориал» и участвовать в онлайн-акции.

Мы активно готовимся проводить в школах уроки памяти по теме политических репрессий. В Музее современного искусства PERMM 16 октября открывается выставка «Выкорчеванные», посвящённая 100-летию начала самых массовых репрессий в истории — коллективизации и раскулачиванию. В пространстве этой выставки 21 октября мы проведём семинар с учителями по проведению уроков памяти, для которого профессор ПГГПУ Андрей Борисович Суслов подготовил методические рекомендации.

Наша работа по увековечению памяти о важных страницах в истории России связана не только с темой политических репрессий. Я рад сообщить, что наш межрегиональный проект «Спасённое детство», посвящённый судьбе детей из блокадного Ленинграда, вывезенных в эвакуацию в Пермский край, стал победителем Всероссийского конкурса социально-педагогических проектов по сохранению памяти о Великой Отечественной войне и поисково-исследовательской деятельности среди школьников.

12 сентября мы открыли в Старых Лядах мемориал в честь спасения 185 детей сотрудников Государственного Эрмитажа и других ленинградских музеев, которые находились в эвакуации в здешней школе-интернате. Ставили памятник всем миром: пермский «ЛУКОЙЛ» выделил грант, администрация Пермского района нашла средства на благоустройство территории, и все жители Лядов вышли на субботник и высадили аллею из 50 клёнов.

Памятник очень красивый. Он похож на парусник — символ юности и мечты, и в то же время на противотанковый надолб — символ сопротивления. Бывший пустырь рядом с лядовской школой превратился в красивый парк.

Обратиться к уполномоченному по правам человека

Павлу Владимировичу Микову

можно по телефону 8 (342) 217-76-70,

по e-mail: ombudsman@uppc.permkrai.ru,

на сайте: ombudsman.perm.ru.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть