Пермь,
19 апреля 2024 г., пятница

Что нам снег, что нам лёд!

Материалы для обработки городских улиц становятся безопаснее

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
упзм спецтехника

Приход зимы в наш город — это не только предновогодняя пора и зимние забавы. Зима в Перми — это несколько месяцев борьбы с наледью на дорогах и тротуарах. Таковы реалии уральского климата. Но если ещё несколько лет назад лёд посыпали песком и солью, то теперь для этого есть другие средства — более чистые, экологичные и безопасные. Разбираемся, что представляет собой одно из самых популярных средств нового типа — противогололёдный материал «Бионорд».

Нюансы состава

Начнём с того, что «Бионорд» — это собирательное торговое название целой линейки продуктов. Более десятка различных рецептур для разного климата и областей применения. Но в основе любого «Бионорда» минеральные компоненты — соли. Для дорожных составов в основном в разных пропорциях используют пищевую соль и хлористый кальций, который тоже применяют в пищевой и фармацевтической промышленности. К ним добавляют ингибитор коррозии. Для пешеходных зон в составы включают мраморную крошку. Для мостов и взлётно-посадочных полос вообще рецептуры без хлоридов. Такие составы безопасны для человеческого организма. Компоненты реагента присутствуют ежедневно в быту — на кухне, в лекарствах, косметике — и безопасны для человека.

упзм твердый пгм

Дмитрий Лимонов, главный технолог Уральского завода противогололёдных материалов (УЗПМ), производителя линейки продукции «Бионорд»:

 — До создания этих формул были проведены многочисленные исследования всех солей в научно-исследовательской лаборатории и в государственных институтах на предмет их воздействия на почву, воду, человека. Исходя из рекомендаций учёных, были выбраны наиболее эффективные, безопасные и экономически обоснованные составы. Наша компания — инновационное производство, у нас есть мощности, позволяющие производить, в принципе, любые составы. Но мы выбираем лучшие.

Философия предприятия — индивидуальный подход. Для подбора того или иного состава «Бионорда» опираются в первую очередь на климат города. Поэтому «Бионорд» для Новосибирска и для Ростова-на-Дону разный.

Чистота и здоровье

Смесь песка и соли — это, в первую очередь, источник грязи. В дальнейшем для её устранения приходится прилагать едва ли не больше усилий и средств, чем для борьбы с самим льдом. Когда песок находится на дороге, он превращается в токсичную дорожную пыль, которая может попасть в наши лёгкие.

Во многих странах мира использовать песок для таких целей в крупных городах запрещено. В России всё больше городов в последнее время переходят на современные реагенты. В Москве, к примеру, песок запретили ещё в СССР — в 1990 году. «Бионорд» и подобные составы в России используются более 10 лет. За рубежом практика их применения продолжается более полувека. Ежегодно в США рассыпают до 20 млн т реагентов, в Канаде — 5 млн т, в Германии — 2,5 млн т, в Швеции — 100 тыс. т, в Норвегии — 325 тыс. т.

Добавим, что норма расхода у «Бионорда» в разы ниже, чем у песко-соляных смесей, а плавящая способность у него в полтора раза выше, чем у технической соли. Материал выполняет свои функции даже в ощутимый мороз — до −25°C. Техническая соль не топит лёд уже при −12°C.

Оправданная необходимость

Почему всё ещё нельзя обойтись без реагентов? Всего двух-трёх часов достаточно, чтобы белоснежная дорога превратилась в ледяную корку. Лёд образуется в результате таяния снега под колёсами машин или под ногами людей. В дальнейшем по такой дороге уже не смогут безопасно пройти пешеходы или проехать автомобили, особенно если авто по какой-то причине до сих пор ездит на летней резине. В это неспокойное время любые травмы вследствие падения или ДТП создадут неприятности горожанам, водителям и больницам. В среднем в городе за зиму на скользких улицах ломают конечность 7–8 тыс. человек, что наносит экономический ущерб в 1 млрд руб. Теперь посчитайте, сколько это в масштабе целой страны.

Борьба с гололёдом — задача с несколькими переменными. Низкая температура воздуха, интенсивный поток автомобилей и непрерывный человеческий трафик большого города, утрамбовка снега под колёсами и ногами — всё это ведёт к образованию «ледяного панциря» на дорогах. Очистить дорогу без противогололёдных материалов в таких условиях становится просто невозможно. Поэтому реагенты используются вкупе с механизированной уборкой: сметание снега с дорог после посыпки — обязательный этап в очистке улиц от снега.

Но любой реагент будет бесполезен, если использовать его неправильно. Дорожные службы должны ориентироваться в погоде и правильно рассчитывать нормы расхода материала. К примеру, «Бионорда» нужно в 10 раз меньше, чем других материалов. Применять его советуют до выпадения осадков. Тогда остатки талого снега легко сметаются с дороги и грязной каши не возникает. Для уборки города с реагентами без неприятных последствий требуется время для адаптации техники и дорожных служб. Специалисты УЗПМ обязательно инструктируют специалистов, а также готовы выехать в город и отработать использование противогололёдного материала совместно с городскими дорожными службами.

Минимум вреда — максимум пользы

Не все реагенты одинаково полезны. Свойства материалов зависят от их состава. Самое агрессивное вещество в реагентах — техническая соль. Она вызывает засоление почвы, ускоряет коррозию металла. Но она же до определённой температуры — самый дешёвый реагент. Исследователям Уральского завода противогололёдных материалов удалось вдвое снизить негативное влияние технической соли на металлы и понизить температуру её работы специальными добавками.

Автомобиль наиболее уязвим, если металлическая часть кузова имеет сколы, царапины, первые проявления ржавчины. Но в таком случае машина будет «гнить» даже от талого снега из-за способности воды участвовать в процессе окисления. В автосервисах рекомендуют перед каждой зимой проводить осмотр авто и устранять подобные дефекты, ведь в первую очередь на автомобиль воздействует вода, а не противогололёдный материал.

упзм лаборатория

Что касается нашей обуви, то, по словам экспертов, ключевой фактор, который позволяет ей служить зимой долго, — это обработка изделия гидрофобным составом на стадии производства. Если регулярно закреплять этот эффект водоотталкивающими кремами, то талый снег и реагенты обуви не страшны. Научно доказано, что для сапог и ботинок «Бионорд» не опаснее талого снега. После возвращения домой достаточно промыть обувь тёплой водой и как следует просушить.

Зимой стоит напомнить о безопасности домашних любимцев. Основная опасность для питомцев зимой — холод. Национальный стандарт предписывает очищать тротуары и дороги до покрытия. Асфальт и плитка отнимают тепло намного агрессивнее, чем снег. Наличие переохлаждённой воды делает этот процесс ещё быстрее. Поэтому незащищённые лапы животных обмораживаются даже при незначительном минусе. Отсюда трещины на подушечках, в которые уже потом попадают грязь и соль, что может вызвать дискомфорт.

Выход из ситуации прост и неоднократно проверен ветеринарами — надевать на животных специальную обувь и мыть после прогулок лапы. Эти меры способны защитить четвероногих любимцев и от более серьёзных неприятностей, поджидающих их на улице: агрессивного влияния остатков горюче-смазочных материалов или осколков стекла и острых камней.

На почву и растения «Бионорд» влияет минимально за счёт рецептур, где активные действующие вещества — хлориды натрия и кальция — дополнены формиатом натрия. Это органическая соль, обнаруженная в начале XX века в муравьях. Попадая на почву, она под действием микроорганизмов перерабатывается на углекислый газ и воду.

При полном переходе на такие составы зимой в городах наблюдается снижение засоления почвы, вызванного многолетним применением песко-соляных смесей. В Москве за девять лет использования реагентов нового типа удалось втрое снизить засоление почвы. Таким образом, при соблюдении норм расхода и регламента уборки использование «Бионорда» не наносит вреда городской флоре.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть