Пермь,
20 апреля 2024 г., суббота

Лето моей творческой жизни

Интервью с пермской певицей Анной Нифантовой: о творческом становлении, сольной карьере и преподавании

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Нифантова

Что такое музыка? Хитовая мелодия, доносящаяся из колонок проигрывателя, или нежный перезвон капель весеннего дождя? А что такое песня? Многоголосье эстрадного ансамбля или нежный голос матери, напевающей ребёнку колыбельную? Сам того не осознавая, человек рождается и живёт всю жизнь в пространстве, наполненном музыкой. Большинство из нас невосприимчивы к мелодиям природы, но есть люди, которые музыкальны от рождения. Для них чувствовать, слышать эту песню окружающего мира так же естественно, как и дарить её всем остальным. Зачастую такие люди становятся профессиональными музыкантами и певцами. С одной из них и будет наш сегодняшний разговор. Героиня нашего интервью — Анна Нифантова, пермская эстрадная певица, композитор и педагог по вокалу, которая отмечает в этом году 30-летие творческой деятельности.

— Анна, первый вопрос не будет оригинальным. Когда вы начали петь?

4

— Петь я начала очень рано, в буквальном смысле с детского сада. Музыкальный работник выделил меня и ещё нескольких девочек, и мы участвовали во всех утренниках, один раз даже от детского сада ездили петь на каком-то муниципальном мероприятии. Дома я тоже постоянно пела песни, переодевалась, «выступала» перед родителями. Они, видя мой интерес к музыке, исполнительству с самого раннего детства, поняли, что у меня будет творческий путь, поэтому приняли решение отдать меня в музыкальную школу.

— Ваша творческая деятельность началась с пяти лет. Как так получилось?

— В наш детский сад пришла одна очень талантливый педагог — Ирина Рафаиловна Кулева, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение», который располагался на базе музыкальной школы № 4. Она набирала младшую группу, заметила меня и пригласила в свой ансамбль. С этого всё и началось. Именно она открыла мне дорогу в мир музыки. За что я ей до сих пор безгранично благодарна. Она, кстати, была и моим первым педагогом по вокалу. Зная, что мои родители хотят отдать меня в музыкальную школу, она порекомендовала поступать на класс скрипки и серьёзно заниматься музыкой. Учиться ей уже профессионально. Поэтому одновременно с попаданием в ансамбль «Воскресение» я поступила в подготовительный класс музыкальной школы. Уже потом, в музыкальной школе, Ирина Рафаиловна вела у меня сольфеджио и музыкальную литературу. И она была, кстати, весьма строга. Только попробуй что-нибудь не выучить. Главное, мне самой было очень интересно, поэтому я училась хорошо.

— Расскажите поподробнее о вашей творческой деятельности в «Воскресении»?

— Прежде всего, «Воскресение» — это фольклорный ансамбль. Мы исполняли русские народные песни. Причем не на любительском, а на профессиональном уровне, глубоко и серьёзно погружаясь в тему народной культуры и традиций. Для этого вне репетиций и выступлений на сцене мы ездили в фольклорные экспедиции, в так называемые фольклорные деревни, где собирали старинные песни и напевы у местных старожилов. Приобщались к русскому народному творчеству. Участвовали в областных фольклорных фестивалях, где помимо нас было ещё 50—60 коллективов, обменивались с ними опытом и репертуаром. Они нам свои песни показывали, те, которые смогли найти, мы свои. И потом этими знаниями и песнями уже делились с пермским зрителем. Вообще нужно отдать должное Ирине Рафаиловне за этот, без всякого преувеличения, огромный вклад в развитие и сохранение русской народной культуры в Пермском крае.

Ансамбль «Воскресение»

— Вы выступали с «Воскресением» только в Перми или по России тоже?

Фестиваль в г. Сиэтл, США.

— И в Перми, и в России, и за рубежом. В Перми мы выступали на всех мероприятиях, участвовали в концертах, посвященных различным праздникам. Сначала только в родном ДК имени Кирова в Закамске, потом уже и на всех городских площадках. Первое наше выступление за пределами края было в городе Иваново, где ансамбль «Воскресение» получил Гран-при. В 1992 году в рамках культурного обмена мы ездили на гастроли в Данию. За границей в то время очень ценился, да и сейчас ценится, русский фольклор, поэтому коллективы из России всегда были желанными гостями на различных музыкальных фестивалях. После Дании мы два раза ездили в США. Помимо концертной деятельности в рамках фестивалей, мы выступали в американских школах, знакомили детей, их родителей и учителей в США с русской народной культурой, традициями и обычаями. Всем им, даже маленьким детям и старшеклассникам, это было очень интересно, мы даже совместно разучивали русские народные песни. Помню, cамая любимая песня у них была, конечно, «Калинка», ещё песня «Подмосковные вечера» им тоже очень нравилась. Кстати, с некоторыми американцами мы потом поддерживали тёплое общение на протяжении многих лет, общаясь по переписке. Поздравляли друг друга с праздниками, пересылали открытки с достопримечательностями наших стран.

— Как произошёл ваш переход из солистки народного ансамбля в сольное эстрадное пение?

2

— Дело в том, что эстрадный вокал сам по себе является симбиозом многих вокальных направлений, например академического, рока и, в том числе, народного пения. Поэтому это был закономерный шаг в моём становлении как вокалистки. После окончания музыкальной школы я поступила в Пермский колледж искусств и культуры, на базе которого действовали несколько вокальных коллективов, в том числе хор и ансамбль народной песни. В составе этих коллективов я продолжила регулярно выступать на различных мероприятиях, фестивалях и выездных концертах. На одном из таких выступлений меня заметила пермский организатор мероприятий Марина Осипова. Она выделила мой голос и сказала: тебе нужно петь сольно. После этого я начала сотрудничать с ней и выступать уже как сольная певица. В моём репертуаре были как народные, так и эстрадные песни. Это были 2000-е годы, рассвет российской эстрадной музыки, и меня она очень интересовала. Стоит отметить, что в колледже нас также не загоняли в какие-то жёсткие рамки, и несмотря на то что мы учились на «народников», мы развивались и как эстрадные вокалисты в том числе.

— А пробовали обратиться в какой-нибудь продюсерский центр?

— Надо понимать, что в Перми тогда как таковых продюсерских центров не было. Всё крутилось вокруг эстрадных студий, в которых работали энтузиасты своего дела, первопроходцы в некотором смысле. Я сотрудничала со многими такими студиями и музыкантами: c эстрадной студией в ДК «Телта», которую организовал звукорежиссёр Владимир Крюков; с Сергеем Киреевым на студии звукозаписи «Т7», у которого тогда записывались многие известные пермские певцы; с известной пермской певицей и педагогом Ларой Матусевич и её частным театром эстрады. Вообще получилось так, что параллельно обучению в колледже я прошла целый путь, и я благодарна каждому человеку, который меня в это время направлял. Также я работала со многими пермскими организаторами мероприятий, участвовала в кастингах, например, в театр песни Василия Христова, на шоу «Народный артист» и других.

— «Народный артист»? Расскажите поподробнее об этом.

народный артист

— Пермь не входила в список городов, где проходил кастинг на «Народный артист». Поэтому край организовал свой собственный отборочный тур, призванный выбрать лучших вокалистов, которые бы представили наш регион в этом проекте. В нём могли принять участие все желающие. В итоге было отобрано порядка пятнадцати человек, которые составили официальную делегацию. Туда попали ребята из музыкального училища, пермских вокальных коллективов. Я тоже прошла отборочный тур и была в их числе. Мы отправились в Москву, где приняли участие в официальном кастинге на шоу. На сами прослушивания мы приехали в семь утра, и перед съёмочным павильоном уже стояла огромная очередь. Там было четыре члена жюри, каждый принимал в своей студии. После прохождения жеребьёвки я попала к Геннадию Хазанову. Нужно было акапельно спеть, рассказать о себе, о своём творчестве. И я прошла. Геннадий Викторович отметил мои вокальные данные и пригласил на второй тур. Кстати, мне он показался абсолютно доброжелательным человеком, хотя, по слухам, был одним из самых строгих судей. В общем, во второй тур было отобрано всего сто двадцать пять человек из более чем тридцати тысяч, прошедших кастинг в семи городах России, не считая участников региональных кастингов, как в Перми. На второй тур мы поехали спустя пару недель после первого, это был отбор уже самой десятки, которая снималась на телеканале «Россия». В десятку я не попала, но ни о чём не жалею. Это был бесценный опыт.

— Вы также упомянули кастинг в театр песни Василия Христова. Прошли?

добрые песни

— Да. На последнем курсе колледжа я увидела объявление о кастинге в театр песни Василия Христова. Он был организован московским продюсером Николаем Мамоновым и пермским продюсером, певцом Сергеем Саначёвым. Набирали ребят в молодёжную группу «Экспо», главной фишкой которой было исполнение ретрорепертуара в современных аранжировках. Это, конечно, был для Перми абсолютно новый уровень, ведь весь музыкальный материал создавался в Москве настоящими профессионалами музыкальной индустрии и шоу-бизнеса. Группа имела в Перми очень большой успех. Не было ни одного концерта или праздничного мероприятия в городе, где бы мы не принимали участие. За всё время существования группа объездила с гастролями все города Пермского края, а также была во многих городах России, в том числе периодически выступала в Москве. Вообще театр песни Василия Христова был, наверное, крупнейшим музыкальным кластером того времени, некоей пермской «фабрикой звёзд». В разное время его участниками были десятки талантливейших пермских вокалистов, которые продолжают творческую деятельность до сих пор. Это во многом произошло потому, что его руководители — Сергей Саначёв и Анастасия Усольцева — всегда поддерживали наши сольные проекты наряду с участием в коллективах театра. В 2008 году именно на его студии был записан мой первый сольный альбом «Новая Я», который содержал кавер-версии российских эстрадных песен в моём исполнении.

— Как вы пришли к преподаванию?

P1010016

— У меня профильное педагогическое образование, поэтому преподавать вокал я начала ещё обучаясь в колледже. На втором курсе я устроилась педагогом по вокалу в краевой центр художественного образования «Росток», где организовала свой первый творческий коллектив. Потом, как и в любом другом учебном заведении, были месяцы производственной практики, которые я проходила в пермской школе, работая с учениками, в ДК «Гознак» с местными самодеятельными коллективами. Однажды даже была практика в детском саду с малышами. Кстати, все практики у меня сданы на «отлично». После окончания колледжа я начала проводить занятия по эстрадному вокалу на базе театра песни Василия Христова. А спустя десять лет открыла свою собственную студию эстрадного вокала, где продолжаю преподавать до сих пор.

— Как вам удавалось совмещать выступления на сцене и преподавание?

— В самом начале преподавание не занимало много времени, в основном была концертная деятельность и работа на студии звукозаписи. Поэтому удавалось довольно комфортно совмещать. Когда же я открывала свою студию, то практически полностью сосредоточилась на ней. Ведь работа студии эстрадного вокала — это не только преподавание, это ещё и много организационной работы. Кроме того, на момент открытия у меня уже был двадцатипятилетний опыт концертной деятельности и была какая-то небольшая внутренняя усталость от выступлений. Хотелось сделать небольшой перерыв. Теперь, когда студия работает уже больше пяти лет, я начинаю возвращаться к публичной деятельности как певица.

— Расскажите о ваших творческих планах.

&Изображение1

— На 2021 год у меня запланирован выход сольного альбома, в котором будут мои авторские песни и запись которого сейчас идёт полным ходом. Также у меня много других творческих планов, о которых я непременно расскажу в будущем. Знаете, жизнь людей очень часто сравнивают с временами года. Есть золотая осень, юная и цветущая весна. А у меня полное ощущение, что сейчас наступило лето моей жизни, как творческой, так и человеческой. И я просто наслаждаюсь его согревающим теплом и безмятежностью. Живу, люблю, творю и готова делиться этой теплотой со всеми, кто рядом со мной.

— Спасибо за интервью.


Владимир Колбас,

член Союза журналистов России,

председатель Пермского городского общества охраны памятников истории и культуры,

отличник народного просвещения.




Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

интервью / композитор / культура