Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

Новая жизнь старой «Веры»

История Прикамья открывается с подводных ракурсов

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
погружение

На прошлой неделе на льду замёрзшей Сылвы высадилась экспедиция ЦПИ РГО — Центра подводных исследований Русского географического общества. Группа специалистов из Петербурга приехала изучать утонувший колёсный пароход «Вера Фигнер». Минувшей осенью судно обнаружили на дне Сылвы пермские дайверы. Водолазы из «культурной столицы» совершили серию погружений, провели подводную видео- и фотосъёмку корабля и на круглом столе обсудили перспективы нашего региона как будущего центра подводных исследований.

Полвека под водой

Затонувший корабль лежит на глубине 18 м уже более полувека. Пароход до половины корпуса погружён в ил и немного завален на левый борт. А построена 70-метровая «Вера Фигнер» в 1904 году в Муроме на заводе Валенкова. Однако изначально колёсный пароход носил название «Екатерина». Судно могло перевозить 500 пассажиров, имело почти 200 кают и возможности для путешествий первым, вторым и третьим классами.

пароход

Затем пароход приобрело пароходство Марии Кашиной и переименовало его в «Харитину». Судно работало на ежедневной беспересадочной линии между Рыбинском, Нижним Новгородом, Казанью и Пермью. А в 1928 году уже «Харитину» переименовали в честь русской революционерки Веры Фигнер. В военные годы корабль использовался для переброски войск и боеприпасов, а обратно вёз раненых и эвакуированных.

Аркадий Константинов, кандидат исторических наук, преподаватель Пермского филиала ВГУВТ:

— Целыми потоками из Ленинграда шли эвакуированные дети. Я много лет занимаюсь речной историей, в том числе и в военные года, и нашёл не только множество исторических свидетельств о данном судне, но и живых пассажиров «Веры Фигнер». Теплоход непосредственно внёс вклад в победу в Великой Отечественной войне. Например, в 1942 и 1943 годах «Вера Фигнер» выполняла поставки грузов к Сталинграду, а уже обратно судно вывозило раненых.

Списали колёсное судно в 1960 году из Камского речного пароходства. Весной 1966 года во время зимней стоянки на Сылве уже переделанный под базу отдыха пароход затонул — причины инцидента неизвестны до сих пор.

По словам исполнительного директора ЦПИ РГО Сергея Фокина, объект для организации из Санкт-Петербурга — знаковый. Ведь на нём проходил один из последних рейсов эвакуации из города, до того как в 1941 году замкнулось блокадное кольцо:

— Пароход имеет плотные связи с Петербургом, поскольку он был одним из последних, эвакуировавших население из пока ещё не блокадного Ленинграда, до того как «кольцо» блокады замкнулось окончательно. Для нас эта задача не только техническая и профессиональная, но и нравственная. Пароход детально обследован, произведены подводные съёмки, намечены дальнейшие работы. Уверен, наши местные коллеги справятся — они фанаты своего дела.

По словам начальника Камской археологической экспедиции ПГНИУ, историка и археолога Григория Головчанского, факт обнаружения теплохода и привлечение к этому внимания общественности — огромный шаг вперёд для исследования прикамских подводных объектов:

— Формально пароход к археологии не имеет отношения. У нас по закону археология — это всё, что старше ста лет. Но дело ведь не в возрасте, а в том, что теплоход сам по себе является замечательным источником по истории первой половины XX века. Я уже не говорю про огромную мемориальную значимость объекта. Он связан с обороной Ленинграда и другими событиями Великой Отечественной войны. С другой стороны, сам факт проявления интереса к историко-культурному наследию, которое скрыто от нас водами Камского водохранилища, весьма значим для всех нас.

Учёный уверен: в водах крупнейших рек Пермского края скрывается много всего «утонувшего». И лишь «Верой Фигнер» скрытые находки не заканчиваются.

«Затонувшая история нашего края охватывает разные исторические периоды. Не только пароходы прячутся на дне наших рек. Но и даже целые древние городки. Орёл-городок, столица Строгановых, начал уходить под воду ещё в XVII веке. Но окончательно утонул лишь в результате строительства КамГЭС. Перспектив для исследования в Прикамье очень много, и мы счастливы, что наконец-то люди, которые занимаются подводным поиском, обратили внимание на наш регион», — добавил археолог.

С ним соглашается гость из Петербурга Сергей Фокин:

— Пермский край интересен нам как «не вспаханное поле» подводной археологии. Так далеко на Восток мы забираемся впервые! Здесь, в Прикамье, очень серьёзная сухопутная археологическая школа и есть что изучать. Но кроме береговых строений Камы, Чусовой и Сылвы достаточно богатую историю имеет судоходство, транспортировка грузов. Освоение Сибири шло через Урал. Мы надеемся, на дне прикамских рек хранится много исторических находок.

Однако системно, по словам Сергея Фокина, подводной археологией в нашем регионе ещё никто не занимается. Исследователи надеются, что с представителями местной подводной и научной общественности получится начать перевод археологии с чисто сухопутной в подводную стезю. Он уверен, в этих водах спрятано много всего интересного. И это точно не последняя экспедиция ЦПИ РГО в Пермский край.

Лагерь посреди реки

Как только на реке встал безопасный и прочный лёд, дайверы вблизи пос. Сылва Пермского района занялись организацией лагеря для исследования «Веры Фигнер». Благо, толщина сылвенского льда в декабре позволяет организовать целый дайверский городок прямо на льду реки.

Артём Казин, пермский дайвер:

— Несколько недель назад здесь был лишь голый лёд. Появилось здесь всё благодаря нашим коллегам из «Северного Урала», ЦПИ РГО и администраций как посёлка Сылва, так и Пермского края. Вложились в проект многие. Обустроить центральную палатку помогла администрация Сылвенского городского поселения. Свет — шёл мимо человек и просто рассказал и показал нам, где можно присоединиться к электричеству. Теперь у нас тепло, светло и комфортно. Дайверы живут, выходят из воды и заходят обратно в тёплое безопасное помещение. Создать максимально комфортные условия для исследований было важнейшей нашей задачей. И это нам удалось.

Так, в лагере установили два комфортных модуля компании «Северный Урал», оборудованные печками, спальными местами и электричеством. Точно такие же обогревают туристов на уральских вершинах на маршруте «Перевал Дятлова — плато Мань-пупу-нёр», в других точках нашей страны от Кавказа до Таймыра. В минус 20–25 градусов все прелести комфортных модулей ощущаются по полной. Один из модулей представляет собой настоящую переносную баню!

«Постоянно заходят местные жители, интересуются, чем помочь. Некоторые истории, которые связаны с «Верой Фигнер», лежат на поверхности, а не под водой. 1966 год — это не так давно, осталось много живых свидетелей, которые могут что-то рассказать», — делится Артём Казин.

Исследования судна только начались. Ближайшие задачи группы — составить 3D-модель судна и попытаться что-то поднять на поверхность для пермских музеев.

«Погружаться будем, пока лёд не начнёт таять, — поделился планами пермский дайвер дайвинг-центра Safety stop Анатолий Марков. — Лагерь строился «всем миром» и устроен так, что и ночевать здесь можно хоть в лютые морозы. Работы очень много. А что найдём — обязательно передадим в пермские музеи. Это наша история».

Дальше — больше

В процессе погружений пермские и петербургские дайверы выяснили, что сейчас судно глубоко зарыто в ил. Подводники договорились попробовать применить для очистки ила специальные подводные пылесосы. Это поможет узнать о корабле ещё больше деталей. С использованием такой технологии гости из Петербурга пообещали помочь пермякам.

Сергей Фокин:

— Для нас работа здесь будет неплохим опытом. Этот объект не самый сложный при наших возможностях, пусть и лежит на 18-метровой глубине. Мы давно не практиковали подлёдные погружения, а уральский климат и местные дайверы создали все условия для работы подо льдом. Грех не воспользоваться. Сплошные позитивные впечатления!

Однако о подъёме судна речи пока не идёт. В этом директор ЦПИ РГО не видит смысла. Подъём может повредить объект, который и так скрывается в «активной» сылвенской воде, — металл в ней подвергается коррозии несколько быстрей, чем обычно в реках. Вопрос прочности судна здесь более важен. Другое дело — создание под Пермью «дайверской Мекки», когда корабль будет очищен и лучше обследован.

А Анатолий Марков поделился, что многие дайверы из других регионов уже спрашивают его о работе на «Вере Фигнер» и желают скорее посетить новоиспечённое место для погружений. Быть может, мы наблюдаем рождение нового центра подводного туризма Прикамья?

Консультант экспедиции Григорий Саранча уверен, что судьба проекта зависит от интереса краевых властей.

Григорий Саранча, консультант подводной экспедиции «Вера Фигнер»:

— Наш проект развивается очень быстро. Вот сейчас приехали и вместе с нами и погружались под воду наши петербургские коллеги из ЦПИ РГО. Но они уедут, а мы останемся. И естественно, мы намерены продолжить подводные исследования. Как долго это может затянуться, мы не знаем. Одно скажу точно — у нас есть желание размыть часть судна, увидеть состояние корпуса корабля, а может, даже и попасть внутрь, чтобы посмотреть, как там всё устроено. Возможно, поднять на поверхность артефакты и окончательно восстановить историю корабля, историю его гибели. В этом плане мы сотрудничаем с Пермским краеведческим музеем. Их интересует история Камского речного пароходства и «Вера Фигнер» в частности.

Как проект будет развиваться дальше? По словам Григория Саранчи, всё будет зависеть от финансирования и помощи властей. Сейчас проект общественный и держится на инициативе самих исследователей и местных жителей. Сылвенцы не раз помогали группе инвентарём, дровами и электроэнергией. А в благодарность исследователи организовали для местных ребят каток.

«Речь о подъёме судна пока не идёт. Это очень трудная и ответственная операция. Мы готовы это сделать, но всё будет зависеть от властей Прикамья. В начале прошлого века Пермь была поистине «речной столицей» Урала. Ходило множество пароходов, работали судозаводы. Но после Октябрьской революции и Великой Отечественной войны наш регион потерял такой статус. Однако это не значит, что мы не должны знать подводную историю нашего города и края», — подытожил историк.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

общество / история / Кама