Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

Чудо пермской открытки

Как новогодние поздравления стали настоящим искусством

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
открытка новый год 03

Новый год — один из самых ярких праздников, который с удовольствием и размахом отмечают в нашей стране. В недалёком прошлом, в советское время, Новый год тоже был особенным и самым долгожданным праздником, к которому начинали готовиться задолго до его наступления. Настоящая сказка среди будней — так эти праздничные дни воспринимались и воспринимаются многими.

Характерными признаками сказочности Нового года в СССР являлись открытки. Представители старшего и среднего поколения помнят, как покупали на почте или в киосках «Союзпечать» целые стопки этих душевных, тёплых и по-домашнему добрых новогодних открыток. Тщательно обдумывались поздравительные тексты; для этой цели в отдельную записную книжечку в течение года собирались рифмованные строки и красивые слова. Поздравительные открытки десятками отправлялись близким и далёким родственникам, друзьям и знакомым.

Вехи истории

В большинстве семей их собирали, а если открыток накапливалось слишком много, долгими зимними вечерами мастерили из них поделки — оригинальные вазочки и шкатулки. Теперь же старые открытки — всего лишь образцы праздничного советского дизайна, навевающие приятные и тёплые воспоминания из юности и детства.

Первую советскую новогоднюю открытку напечатали в издательстве «Изогиз» в 1939 году. К сожалению, до широких масс она не дошла. Основным сюжетом довоенных открыток были кремлёвские звёзды и куранты. Во время Великой Отечественной войны выпуск открыток «С Новым годом!» не прекратился, просто их роль изменилась: они стали средством для поддержки бойцов и находящихся в тылу граждан. Выпускались открытки с надписями «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» или «С Новым годом! К новым победам!». Те, кто находился в тылу, получали открытки «Новогодний привет с фронта!» или «С новыми производственными победами! С Новым годом!».

В 1950-х годах в Советском Союзе наладили массовое производство поздравительных открыток. Огромными тиражами новогодние открытки по рисункам лучших советских художников печатали издательства «Изогиз» и «Гознак». И хотя все открытки проходили цензуру, их ассортимент быстро расширялся: возвращались почтовые карточки со сказочными сюжетами, с самолётами или поездами, новостройками, изображениями других достижений прогресса и результатов труда страны. Неизменным спросом пользовались открытки с животными и пейзажами. Недостаток качества печати и яркости искупался оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.

Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1960-х годах. В шестидесятых Дед Мороз уже не ехал на тройке, а летел на космической ракете. В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей. Часто встречается сюжет, на котором огромная стройка, многоквартирные высотки для «счастливых советских семей». В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодёжь в спортивной одежде на лыжных прогулках или отдыхающая на природе в лесу. Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой.

На рубеже 1960—1970-х годов на открытках появляется чудо научно-технического прогресса — телевизор, и уже с его голубого экрана в дома советских граждан приходит Дед Мороз. В середине 1970-х он уже приезжает на электропоезде или прилетает на самолёте. Немало открыток было посвящено теме космоса. В эти годы выпускалось самое большое количество новогодних открыток с символами государственной власти: красной звездой, красным флагом, серпом и молотом, Московским Кремлём и Спасской башней в композиции с ёлками или ветками. Любимыми открытками детворы были те, на которых изображались полюбившиеся герои мультфильмов.

К Олимпиаде 1980 года выпускается открытка, где главным персонажем становится олимпийский мишка. В 1980-е годы в моду входит фотооткрытка. На фото — новогодние сказочные сюжеты с Дедом Морозом, лесными животными, а также еловые ветви с игрушками, серпантином и горящими свечками, бокалами шампанского. Используются предметы традиционных промыслов — хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами гжели.

В середине 1980-х годов, во время антиалкогольной кампании, с открыток исчезают бокалы с шампанским.

В начале 1990-х годов снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом», как созданные современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток.

Пермский стиль

Новый год2

На фоне всего многообразия художественных образов с новогодних открыток выделяются и пермские открытки — самобытное явление с историей, которая ещё ожидает своего внимательного исследователя.

О явлении пермской художественной новогодней открытки «Пятница» поговорила с основателем Музея истории пермской открытки, коллекционером и исследователем Сергеем Филатовым.

сергей филатов

Встреча произошла «на полях» Антикварного салона на «Пермской ярмарке», где Музей истории пермской открытки представил новогоднюю экспозицию открыток и приглашений пермских издательств.

— Сергей Владимирович, когда появилось такое явление, как пермская открытка, в частности новогодняя?

— Если говорить о новогодних открытках, то в Перми они появились со времени создания иллюстрированной открытки. Первая открытка с изображением Перми появилась в 1900 году. В этом же году созданы открытки с новогодними поздравлениями.

Классические новогодние образы пермской художественной открытки создавали художники пермского «Гознака», которые начали разрабатывать открытки в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Сначала открытки рисовали на краснокамском «Гознаке». Затем «Гознак» переехал в Пермь, и здесь работа продолжилась.

Параллельно с открытками стали появляться приглашения на новогодние праздники — так же красиво нарисованные и хорошо изданные.

Вопрос пермской новогодней открытки был слабо изучен долгие годы. Я начал заниматься этим вопросом в прошлом году, нашёл сведения обо всех художниках пермского «Гознака». Когда-то их имена были засекречены, а сейчас они готовы встречаться, проводить автограф-сессии и общаться. Художники с удовольствием рассказывают о своих открытках, об образах, которые к ним приходили.

Художники вспоминают, как в советский период власти заказывали открытки. Была определённая специфика — к каждому празднику заказывалось две открытки: одна идеологическая, а одна — на вкус художника. И по две открытки к каждому празднику в году утверждали.

— Какой могла быть новогодняя идеологическая открытка?

Новый год4

— Достаточно было изображения Кремля, кремлёвских курантов, красных звёзд. Это уже идеология. Мне удалось встретиться с некоторыми пермскими художниками, пообщаться с ними, записать воспоминания. Собран материал, коллекция открыток, и, надеюсь, в следующем году удастся издать каталог, который станет большим подспорьем для коллекционеров, занимающихся пермской тематикой.

— Широко известен художник, автор советских новогодних открыток Владимир Зарубин, который прославился своими мультяшными зверятами. Есть ли в Перми художники подобной величины или же стиля?

— Я бы не выделил отдельно кого-то из пермских художников — все они большие мастера и профессионалы. Каждый из них достоин внимания как коллекционеров, так и просто любителей качественного рисунка. Все они рисовали открытки к праздникам, у всех есть багаж интересных работ. Кстати, многие открытки Зарубина издавались на пермском «Гознаке». Пермские художники были знакомы с его творчеством и в какой-то мере равнялись на него.

— Пермская открытка связана сугубо с Пермской фабрикой «Гознака»?

— Нет, есть, конечно, и издания «Пермского фотоколлектива», типографии №1 и типографии №2, издательства «Звезда». У издательства были свои художники, которые тоже запомнились многим своими работами. Не всё, что нарисовано, было издано. Большие фонды хранятся сейчас в Пермском государственном архиве социально-политической истории. А что издано — очень ценится коллекционерами.

— Каков был средний тираж новогодних открыток?

— Пермские гознаковские открытки имели очень небольшой тираж — от 50 тыс. до 150 тыс. экземпляров. Небольшой по сравнению с московскими, тиражи которых колебались в среднем от 2 млн до 5 млн экземпляров.

— Где ещё на территории СССР были крупные полиграфические центры, славящиеся своими открытками?

— Славились своими изданиями полиграфкомбинаты Калинина (Тверь), Киева, Кишинёва, городов Прибалтики. Стоит отметить, что в Перми много открыток печаталось на языках союзных республик — всех пятнадцати. Помимо этого, у нас печатались лотерейные билеты на всех языках союзных республик. И не только печатались, но и рисовались пермскими художниками. Все тексты прописывались ими от руки.

— Проработана ли краеведческая тематика в пермской открытке советских времён? Есть ли исследования, посвящённые пермской открытке?

— К сожалению, исследований изданий советского периода пока нет. Коллекции разрознены. Часть попала в государственные архивы, часть находится в частных собраниях. К сожалению, повторюсь, материал всё ещё не исследован. Хочу начать с гознаковских изданий, собрать их каталог. Потом видовые открытки описывать, добраться и до других издательств. Помимо «Гознака» и «Звезды» открытки выпускали типографии №1 и №2, в 1950-е годы работал «Фотоколлектив». Всё это можно будет собрать и описать.

— Недавно увидел новость о том, что в Перми начали делать репринтные издания советских открыток. Как вы к этому относитесь?

— Если с точки зрения популяризации открытки как предмета, то положительно. Как коллекционер — отрицательно. Бывают такие виды печати, при которых оригинал трудно отличить от репринта. Если издатель честно отмечает, что это репринт, — это нормальное явление.

Новый год

— Появление интернета сильно сказалось на популярности открытки. Что сейчас может привлечь коллекционера среди выходящих из печати изданий?

 — Действительно, количество выпускаемых открыток сильно сократилось. Сейчас интересная для коллекционера ниша — корпоративные открытки. Для того чтобы ими заниматься, нужно понимать, что и где выходит, что и где издаётся. Сейчас очень много интернет-площадок, где что-то продаётся, но нужно понимать, где и что искать. В Перми всего пара человек занимается корпоративной тематикой. К сожалению, уникальные открытки, которые имеют корпоративное происхождение, часто непросто добыть. Это колоссальный труд для коллекционера — отследить, найти и получить для коллекции новые материалы.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть