Пермь,
26 апреля 2024 г., пятница

Кукольный мир

Директор Пермского музея кукол Ольга Богданова — о детском увлечении, ставшем делом жизни

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
музей кукол

Вот уже седьмой год на ул. Пермской, в историческом центре города, находится Пермский музей кукол. «Пятница» поговорила с его идейным создателем и директором Ольгой Богдановой и узнала, как географ-эколог превратила детскую игру в дело жизни и какие секреты хранят в себе куклы из коллекций музея.

музей кукол 02

— Как и когда вы начали увлекаться куклами?

— Как и все девочки, я с детства играла в куклы. У меня дома всегда было много кукол, ко мне приходили играть подруги. Родители выделили большой старый сервант, в котором было много полочек. В них мы строили кукольные квартиры, считали, что это многоэтажный дом. Сами шили одежду куклам, делали мебель из спичечных коробков. Были и школа, и магазин, в общем — целый кукольный мир. Родители меня, как и всех в детстве, спрашивали: «Кем ты хочешь быть?» Я говорила: когда вырасту, то буду играть в куклы. Они на это смеясь отвечали, что нет такой профессии. Как видите, теперь есть. (Смеётся.) Получается, что я сама себе её придумала в детстве и создала.

— Вашему жизненному хобби способствовало образование?

— Творческие способности у меня были с детства: очень любила рисовать, поэтому в своё время окончила художественную школу с отличием. Хотела поступать в художественный вуз. В нашем городе их тогда не было. Надо было ехать либо в Екатеринбург, либо в Москву или Санкт-Петербург. Время было неспокойное — 1990-е годы. Так родители меня никуда и не отпустили. Я решила пойти в наш классический университет (ПГУ. — Ред.). Поступила на «экологию» географического факультета. Официально выпускник этой специальности тогда назывался географом-экологом. Долгое время я работала инженером-экологом в проектном институте. Второе моё высшее образование — юриспруденция, специализировалась по экологическому праву. До сих пор я эколог, только теперь уже эксперт по инженерно-экологическим изысканиям. Тем не менее творчество из моей жизни никуда не исчезло, несмотря на работу в другой сфере.

— Когда появилась идея создания музея?

— В начале «нулевых» в мире появилось новое направление среди видов изобразительного искусства — авторская кукла. Кукла перестаёт быть только игрушкой, созданная художником в единственном экземпляре, она становится произведением искусства! Появляются художники, школы, единомышленники. С 2005 года в Москве начали проводиться международные выставки авторских кукол, куда приезжали художники этого нового направления со всего мира. В столице начала работу первая школа кукольного дизайна Светланы Воскресенской, в которой я тогда прошла обучение. Так и появилось моё новое хобби.

В нашем городе создали сообщество единомышленников — Пермскую галерею авторской куклы, затем — Пермскую школу кукольного мастерства. Мастера сами придумывали и разрабатывали технологии создания кукол и обучали желающих, и не только в Перми. Вместе ездили на выставки, популяризировали новый вид искусства в городе и регионе, других городах России и за рубежом. Мне посчастливилось быть у истоков этого жанра искусства в Перми. Многие, наверное, помнят, был Кукольный дом на Комсомольском проспекте, где выставлялись авторские куклы пермских художников.

В дальнейшем я ещё больше погрузилась в кукольное дело и возглавила организацию. Позже мы остались без помещения и обратились в городскую администрацию за имущественной поддержкой. Я понимала, что мы должны иметь социальную направленность, стать полезными: нам есть что рассказать, показать жителям и гостям города. Тогда и родился проект музея кукол «Традиции и современность». Благодаря городскому департаменту культуры и молодёжной политики в 2013 году нам оказали имущественную поддержку — появилось новое помещение в самом сердце Перми, на ул. Пермской.

— Через какие этапы прошло становление современного музея?

— Изначально проект задумывался как выставочная площадка — галерея для демонстрации кукол и коллекций. В ходе работы пришло понимание, что музей — это уже более глубокое погружение в тему. Сегодня наш музей — это научно-исследовательская и образовательная, обучающая площадка для детей и взрослых. Занимаясь им, погружаешься в историю и географию, сохраняешь наследие края и страны в виде кукол и игрушек, сохраняешь детство для многих поколений, популяризируешь новое искусство авторской куклы. В 2017 году мы стали называться «Пермский музей кукол». У нас можно узнать, с чего начиналась кукольная история, как развивалась и к чему она пришла в XXI веке.

— Какие куклы есть в музее сейчас?

— Несомненно, в других городах тоже есть такие же музеи, как у нас, но чаще они демонстрируют кукол какого-либо периода или тематики. Есть музеи Барби, театральной куклы, антикварной куклы. Кто какую собирает, в той направленности и работает. Наша же особенность состоит в том, что мы стремимся охватить историю кукол и занимаемся во многих направлениях. Мы постарались собрать все направления, которые сейчас существуют. Каждая витрина — отдельное направление: и народная кукла, и антикварная, и советская, которая, в свою очередь, тоже делится на множество периодов истории СССР. Мы объединяем кукол, и нам интересны все периоды. Дружим мы и с Пермским театром кукол, поэтому у нас есть театральная кукла. Особая тема — авторская кукла, с которой всё и началось. Теперь это одно из направлений нашего музея. Могу сказать, что мы первопроходцы в том, что кукольный музей является научно-исследовательской площадкой, и у нас много проектов именно социальной направленности, мы работаем с разными возрастными группами.

— По вашему наблюдению, кто чаще всего посещает музей кукол?

— Очень сложно выделить конкретную группу — к нам приходят разные гости. Одно скажу точно: мы смогли стать интересным туристическим объектом для гостей нашего города. Хотим составить карту, чтобы отмечать, кто и откуда нас посещает. Только с начала этого года, за новогодние каникулы, нас посетили гости из более чем 10 городов, приезжали преимущественно семьями. Спрашиваю: откуда приехали? В ответ: Сочи, Новороссийск, Москва, Петербург… Наш музей находят в интернете, смотрят отзывы и специально идут к нам.

— Как формируется коллекция кукол?

— Как человек начинает что-то коллекционировать? Конечно, дело в интересе. Вот появился у тебя предмет, вызвал интерес — ты начинаешь изучать, откуда он, почему такого цвета и так далее. Увидел похожий — а он другого цвета, но такой же… Интересно, а каких цветов он может быть ещё? Начинается азарт. Помните, в детстве собирали календарики по мультикам или вкладыши от жвачек — надо, чтобы все были! Приобрёл один предмет, затем второй. Третий где-то нашёл, четвёртый, и пятый уже кто-то тебе отдал. Когда люди узнают, что ты «горишь» этим делом, друзья и знакомые начинают отдавать какие-то вещи. Когда ты понимаешь, что у тебя коллекция, ты более целенаправленно начинаешь действовать. Знакомишься с людьми, которые тоже увлечены этой темой. Кто-то что-то перепродаёт в интернете. Пожалуй, сегодня интернет — самая удобная площадка для коллекционеров.

Постепенно и коллекция музея пополняется экспонатами, которые приносят люди. Но это не только пермские жители. Например, недавно нам привезли в дар кукол из Качканара. Магнитогорский кукольный театр подарил нам театральную куклу.

Куклы советского периода — это не диковинка в наше время, но и они уже становятся ценными. Ведь это наше детство. У многих до сих пор уникальные находки той эпохи хранятся дома. Какие-то приносят знакомые, у кого-то покупаешь на барахолках, что-то из собственной коллекции. У меня с детства сохранилось около 30 моих пупсиков с одеждой, которыми я играла, — это моя коллекция детства. Сама я коллекционирую ещё ёлочные игрушки.

— Сколько кукол всего?

— В нашем музее есть не только куклы. Это и знакомые всем с детства игрушки, детские музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Много игрушек пермских фабрик советского периода, начиная от малых ёлочных шариков — их у нас порядка 3 тыс. Самих кукол в коллекции музея около 2 тыс. экземпляров. Но всё здесь не хранится. Мы выставляем разные куклы и игрушки, которые предоставляют нам коллекционеры. В Перми много любителей кукол, мы делаем персональные выставки художников по куклам.

— Интересно, а сколько лет самой старой кукле в коллекции?

— Есть солдатики начала XIX века. Cамая древняя кукла — немецкая кукла 1840 года производства. Её нам подарила известный реставратор и репликант кукол Галина Шульгина из Тюмени. Есть интересная коллекция антикварных кукол XIX века у Елены Юношевой, соучредителя музея. Ценность куклы измеряется не в деньгах, а в истории. У нас есть куклы, «пережившие» блокаду Ленинграда. Одна всю войну пролежала под ванной в коммуналке. Конечно, чем старее кукла, тем она дороже, у неё длиннее история.

— Может быть, куклы вашего музея богаты на собственные истории?

— Да, есть куклы с пермской историей! У нас стоит кукла, стоявшая в 1960-е в витрине пермского магазина «Детский мир». По тем временам она стоила немалые деньги — 25 руб. Пришла к нам одна женщина и сказала: «Я как раз была той девочкой, кому такую же куклу подарили. Это была мечта всех детей в те времена». Купить-то ей куклу купили, а вот играть постоянно не давали, только по праздникам. Слишком уж дорогая была. Потом и она своей дочери не давала с ней играть. Так и простояла кукла в коробке. У неё самой уже взрослые внуки, которые в игрушки не играют. Вот и принесла в наш музей, теперь у нас две такие куклы — два очень ценных экземпляра. За каждой куклой скрывается маленькая или большая история.

— Но ведь есть куклы, которые вы не возьмёте в музей?

— Да, это современные массовые китайские игрушки, особенно от не лицензированных официально производителей. Понимаю, возможно, они будут цениться спустя 50 лет, но сейчас они не представляют никакой ценности.

— Ещё один вопрос. Расскажите подробнее, какую просветительскую работу проводит музей для жителей города и края?

— У нас четыре раза в год меняется выставка, мы организуем экскурсии для дошкольников, школьников, пенсионеров, туристических групп. Проводим обучающие семинары для учителей труда и рисования, творческие встречи, мастер-классы, семейные встречи. Также стараемся выступать партнёрами на различных фестивалях и мероприятиях, в том числе городских, участвуем в выставках и ярмарках, фестивалях. Сами являлись организаторами городских мероприятий «Выставка частных коллекций» и «Волшебный шкаф». В 2020 году мы стали победителями конкурса социальных проектов в номинации «Дополнительное образование» с нашим проектом — «Частный музей как научно-исследовательская и образовательная площадка для детей и взрослых». Победители краевого конкурса автоматически становятся участниками всероссийского конкурса социальных проектов. Ждём в феврале итоги всероссийского конкурса.

Отмечу, с 2016 года мы ведём научно-исследовательскую деятельность со школами и вузами. Через игрушки ребятам ближе и проще погрузиться в какую-то серьёзную тему и заинтересоваться школьным предметом, например, историей, если изучать куклы разных эпох, географией — изучая куклы народов мира. Можно заинтересоваться даже физикой и химией, когда изучаешь механическую игрушку и принцип её работы, из каких материалов она сделана. Дети пишут научно-исследовательские работы под кураторством нашего музея, участвуют в краевых и всероссийских конкурсах, и практически все получают призовые места. Мы гордимся ими, но самое главное — их исследованиями, собранными материалами. Новую информацию мы включаем в экскурсии, таким образом растём и развиваемся все вместе. В 2018 году мы запустили проект «Дети детям о важном», где школьники сами составляют экскурсии и рассказывают своим сверстникам, в том числе и на иностранном языке. С 2019 года мы стали работать с дошкольными учреждениями, с детскими садами, где дети тоже через игрушки уже занимаются исследованиями. Студенты пермских вузов под нашим кураторством пишут курсовые и дипломные работы, проходят практику.

Мы обучаем созданию авторской куклы пенсионеров и инвалидов из Лысьвы, Горнозаводска, Соликамска, Перми. Это большая поддержка для людей серебряного возраста, особенно в период пандемии, обучение онлайн — для нас новый формат работы, так мы идём в ногу со временем. Хотя музей сейчас и работает в ограниченном режиме, мы представляем персональную выставку Эммы Алексеевны Захаровой «Что вижу, то пою», которой 91 год! Во время режима самоизоляции она сама сделала около 30 кукол. Это пример оптимизма, вдохновения и ещё раз доказывает, что для творчества нет возрастных ограничений!

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

культура / газета Пятница / музей