Пермь,
27 апреля 2024 г., суббота

Качу куда хочу

В Перми обсуждают возможность организации современного сервиса велопроката

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
велопрокат

По примеру ряда региональных центров России власти Перми задумались об организации в столице Прикамья сети пунктов городского проката велосипедов. По мнению специалистов, двухколёсный транспорт способен стать альтернативой общественному. Кроме того, город может быть разгружен за счёт отказа пермяков от личных автомобилей в пользу железных коней.

По задумке мэрии всего в Перми нужно установить 10 станций аренды велосипедов на 100 единиц. Они должны быть расположены рядом с крупными транспортно-пересадочными узлами с высоким пешеходным трафиком на расстоянии около 5 км друг от друга.

При одобрении проекта депутатами Пермской гордумы сервис мог бы появиться уже этим летом и его услуги были бы доступны для пользователей до ноября. Однако в ходе обсуждения инициативы возник ряд вопросов, требующих дополнительной проработки.

Социальная услуга

Главное отличие общегородского проката велосипедов от частного бизнеса — бюджетное субсидирование. Это сервис, который предлагается создать специально для заинтересованных в нём жителей и гостей Перми. Именно этот факт вызвал вопросы у прокуратуры. В надзорном органе заявили, что велосипед — это не транспорт, а прокат не относится к транспортным услугам. Таким образом, муниципалитет просто не имеет права расходовать на этот проект бюджетные средства.

А затраты на реализацию инициативы требуются немалые. Согласно поправкам в городской бюджет на 2022–2024 годы, общегородской прокат обойдётся городу в 13 млн руб. ежегодно. При этом, по предварительным расчётам, доход от сервиса будет на уровне 3 млн руб. за три года.

В администрации Перми отметили, что проект не нацелен на полную окупаемость, поскольку он задуман фактически как новая социальная услуга. За мэрией в лице департамента транспорта будут закреплены полномочия по организации велосипедной инфраструктуры и велопроката. Депутаты в таком виде инициативу не поддержали и предложили подготовить более качественное экономическое обоснование.

Цена вопроса

Между тем в пользу проекта говорят результаты работы подобных сервисов в других городах страны — Москве, Нижнем Новгороде, Мурманске и Тюмени. За счёт велопроката в них удалось частично решить проблему загруженности улично-дорожной сети автомобилями.

Опыт городов — предшественников Перми показывает, что для популяризации сервиса он должен быть полностью автоматизирован. Например, в 2021 году для аренды велосипеда в столице жителю нужно было зарегистрироваться на сайте или в мобильном приложении и оплатить доступ на сутки, месяц или сезон — это 155 руб., 615 руб. и 1235 руб. соответственно. После этого надо было выбрать велосипед, ввести ПИН-код на электронном замке и начать поездку. По её окончании пользователь должен был вернуть велосипед на любую свободную парковочную стойку.

В прошлом сезоне тариф непосредственно на городской велопрокат составлял от 30 руб. за один час, от 103 руб. — за два часа и от 465 руб. — за три. За пользование велосипедом от шести часов до одних суток нужно было заплатить 1540 руб., от суток до двух — 3090 руб. Штраф за невозврат велосипеда после двух суток составлял 30 тыс. руб.

Отметим, сеть общественного проката двухколёсного транспорта, действующая в указанных городах, организована одним оператором. В каждом случае компания участвовала в электронных аукционах, для того чтобы получить возможность предоставлять сервис. Одним из последних городской велопрокат появился в Тюмени. За три года предоставления услуги власти заплатили 28 млн руб.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть