Пермь,
25 апреля 2024 г., четверг

Прибежище талантов

В годы Великой Отечественной войны в Пермь были эвакуированы многие выдающиеся представители творческой интеллигенции

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Прибежище талантов

До начала Великой Отечественной войны в Перми, которая тогда носила имя Молотов, проживало чуть более 300 тыс. жителей. Город переживал стремительную индустриализацию. К старым оружейным заводам в посёлке Мотовилиха добавились новые — моторостроительный и химический. Удачное расположение на Каме и Транссибирской магистрали определило военную судьбу столицы Прикамья — стать одним из крупнейших центров эвакуации.

Наряду с людьми, которых в регион прибыло даже больше, чем всё население Перми, в город перенесли 64 предприятия, а также сокровищницы русской культуры — Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (ныне — Мариинский театр) с хореографическим училищем, а также часть коллекции Русского музея из Северной столицы. Вместе с учреждениями Молотов принял выдающихся деятелей искусства и культуры, многие из которых именно в эвакуации создали одни из лучших своих произведений.

В числе тех, кто пребывал в Перми в годы войны, был армянский композитор, дирижёр, педагог Арам Хачатурян. Вместе со многими звёздами Кировского театра он жил в гостинице «Центральная». Именно здесь Арам Ильич завершил работу над своим знаменитым балетом «Гаянэ». В Молотове, в частности, был полностью написан «Танец с саблями» — наиболее известное и узнаваемое музыкальное произведение композитора.

Вместе с коллективом театра на пермской сцене блистала и знаменитая балерина Галина Уланова. Известная танцовщица была занята в таких постановках, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан» и «Жизель». При этом балерина не жила в Молотове постоянно. Учитывая свою востребованность и народное признание, она активно гастролировала по многим тыловым городам.

Среди именитых балерин, которые жили в Молотовской области во время эвакуации, была Татьяна Вечеслова. Она была первой исполнительницей партии Нунэ в балете «Гаянэ». Запомнилась танцовщица и другими выступлениями — в хореографической сюите «24-я годовщина Красной Армии», в роли Белой Кошечки в балете «Спящая красавица».

Четыре месяца 1943 года провёл в Перми один из самых цитируемых музыкальных классиков первой половины XX века Сергей Прокофьев. Здесь он работал над партитурой к балету «Золушка». В нашем городе всемирно известное произведение было в основном закончено в клавире, началась работа над оркестровкой. Помимо этого, в Молотове в короткий срок композитором была закончена сюита на материале оперы «Семён Котко», продолжена работа над ораториальной «Поэмой о мальчике, оставшемся неизвестным», полностью завершена соната для флейты и фортепиано.

В годы Великой Отечественной войны в Пермь к своей семье приезжал и известный советский писатель Вениамин Каверин. Он работал военным корреспондентом и увлечённо писал о том, что происходило на фронте. В 1942 году в Молотове вышла его книга «Ленинград. Август 1941». В нашем городе Вениамином Кавериным были написаны две главы самого известного романа писателя «Два капитана» — «В госпитале» и «Приговор».

Творческий подъём почувствовал в Перми и писатель Юрий Тынянов. Несмотря на плохое здоровье, он активно работал над завершением романа «Пушкин», написал ряд рассказов об Отечественной войне 1812 года («Генерал Дорохов», «Красная шапка»), повесть «Гражданин Очёр», посвящённую графу Павлу Строганову и его воспитателю, члену французского Конвента Жильберу Ромму.

Своё дебютное литературное произведение в Перми написала Вера Панова. В городе она работала в местной газете и на радио. В декабре 1944 года по заданию редакции Вера Панова совершила четыре рейса в военно-санитарном поезде к местам боёв за ранеными. Через несколько месяцев была написана повесть «Спутники», которая стала самой громкой литературной сенсацией 1946 года, а в 1947 году это произведение было удостоено Государственной премии СССР.

Помимо уже упомянутых деятелей культуры в Перми в годы войны жили и творили Лев Кассиль, Михаил Казаков, Михаил Слонимский, Борис Иогансон и многие другие. Город внёс неоценимый вклад в их судьбы. В то же время они сами стали частью истории Перми, помогли укрепить культурный фундамент, благодаря которому столица Прикамья по сей день остаётся одним из самых образованных и продвинутых в плане искусства городов страны.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть