Пермь,
27 апреля 2024 г., суббота

Невыгодная экономия

С повышением размера штрафа за неоплаченный проезд купить проездной стало выгоднее, чем заплатить за нарушение

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Невыгодная экономия

В Перми с 16 июля вырастет размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте. При этом риск попасться контролёру тоже увеличивается, потому что число проверок в трамваях и автобусах, где отсутствуют кондукторы, растёт с каждым днём.

За пять месяцев текущего года в Перми было выписано более 4 тыс. протоколов об административных правонарушениях, совершённых безбилетниками. Каждый из них должен выплатить по 500 руб. за своё желание сэкономить на проезде. Для многих это вполне посильная сумма, поэтому риск был оправдан. Однако с введением новых штрафов ставка возрастёт в пять раз, поэтому нарушать станет просто невыгодно.

Тариф на «зайцев»

В соответствии со статьёй 8.1 Закона «Об административных правонарушениях в Пермском крае» наказание за безбилетный проезд в общественном транспорте Перми составит 2,5 тыс. руб. при первом нарушении и 5 тыс. руб. при повторном.

Причём за каждый последующий зафиксированный факт неоплаты проезда придётся платить по 5 тыс. руб. Таким образом, всего за три «сэкономленных» в течение года поездки можно уменьшить семейный бюджет на 12,5 тыс. руб., за четыре — на все 17,5 тыс. руб. и так далее.

При этом кратное повышение размера штрафов введено не с целью увеличения бюджета Перми и не из желания наказать недобросовестных горожан за их нарушения. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы сформировать у пассажиров отношение к оплате проезда как к обязательному действию.

Повсеместные рейды

В пермских трамваях и автобусах контролёры регулярно проводят проверки оплаты проезда. Еженедельно их число достигает почти 4 тыс. И это количество ещё будет расти. Таким образом, встреча с контролёром для безбилетников станет практически неизбежной.

Причём рейды организуются во всех бескондукторных маршрутах, которые курсируют как в центре города, так и в отдалённых районах. При необходимости привлекаются представители Росгвардии.

Всего в МКУ «Городское управление транспорта» сейчас работает 90 контролёров. Чаще всего они работают в бригадах по три человека, что позволяет быстрее провести проверку. У каждого из них при себе есть удостоверение с подписью и печатью работодателя и терминал, с помощью которого специалисты проверяют факт оплаты проезда.

При проверке пассажир должен предъявить тот платёжный инструмент, который он использовал для покупки билета: банковскую или транспортную карту, телефон. Устройство нужно приложить к терминалу контролёра. В этот момент никаких списаний не происходит, а всего лишь проверяется факт применения средства оплаты проезда.

Во время проверок контролёр не накладывает штраф, а только фиксирует безбилетную поездку. При этом чаще всего проверяющие лояльно относятся к пассажирам. Поэтому сначала предлагают ему покинуть салон. В случае отказа транспортное средство может быть остановлено для вызова сотрудников правопорядка. После этого на месте заполняется акт. Например, за последний месяц количество составленных актов за безбилетный проезд выросло почти в 20 раз.

Затем этот документ рассматривается административными комиссиями, в состав которых входят представители районных властей. Они и выносят постановления о штрафах. Время и место проведения заседания указываются в акте, который выдаётся нарушителю. В случае несогласия с решением комиссии можно обжаловать его в судебном порядке.

Как отметил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин, штат контролёров в городе постепенно увеличивается. В ближайшее время планируется трудоустроить ещё порядка 10 человек. Требования к кандидатам простые: грамотная устная речь, стрессоустойчивость, вежливость. Самое главное правило — какая бы ни была ситуация в салоне, не нужно доводить её до конфликта, всё можно решить в конструктивном порядке.

Оплатил, но в нарушителях

Сейчас более 80% пассажиров добросовестно оплачивают проезд. Однако в единичных случаях возможны сбои в системе оплаты.

«Если вы уверены, что покупали билет, но у контролёра не отобразилось это подтверждение, главное — не конфликтовать. Просто укажите в акте, который составил контролёр, что вы не согласны с нарушением. При рассмотрении этого документа мы обязательно всё проверим, — поясняет Анатолий Путин. — За текущий год мы более 70 раз отменили штраф, потому что система подтвердила факт оплаты».

По словам главы департамента, разовая поездка должна быть оплачена в любом случае. При этом неважно, по какой причине этого не случилось: банковская карта находится в стоп-листе, либо не сработал электронный кошелёк. В этом случае оплатить проезд надо другим способом. Для этого есть разные варианты. Можно купить билет за наличные у водителя, можно воспользоваться QR-кодом в мобильном приложении.

«Если у вас есть активный проездной, и валидатор его не прочитал, проезд можно не оплачивать. Когда зайдёт контролёр, ему нужно подтвердить, что проездной активен. С помощью личного кабинета или чека о пополнении. В этом случае вы оштрафованы не будете, потому что ваш проезд предоплачен», — обозначил Анатолий Путин.

Законопослушным быть проще

Жительница Орджоникидзевского района Перми Маргарита Валиева всегда оплачивает проезд в автобусе. 

«Это наше обязательство, которое невозможно проигнорировать. Иначе совершается не просто нарушение, а мелкое преступление. Потому что это почти что кража, я считаю. Надо понимать, что каждая услуга имеет свою цену, и проезд в общественном транспорте — не исключение. Выходит, те, кто едет «зайцем», обесценивают труд водителя, вставшего в пять утра на смену, растрачивают бюджет города, который пополняется за счёт выручки от билетов, и вообще живут за счёт других. Я не хочу быть паразитом, потому что люблю свой город и хочу, чтобы он продолжал хорошеть и развиваться», — поделилась пермячка.

По словам Анатолия Путина, повышение штрафов за безбилетный проезд призвано стимулировать пассажиров, игнорирующих оплату проезда, добросовестно подходить к пользованию общественным транспортом. Жителю отныне выгоднее приобрести безлимитный проездной на месяц за 1683 руб. вместо оплаты штрафа в 2,5 тыс. руб.

«Сама логика нового штрафа говорит о том, что лучше купить проездной, чем каждый раз опасаться встречи с контролёром», — говорит начальник городского департамента дорог и транспорта.

Он также обратил внимание на другие изменения, которые были внесены в законодательство. Они касаются владельцев безлимитных проездных, которые по той или иной причине не использовали транспортную карту во время поездки. С 1 сентября при выявлении таких фактов пассажирам будут выноситься предупреждения. При повторных нарушениях размер штрафа для таких нерадивых пермяков, как и сейчас, составит 500 руб.

Анатолий Путин подчеркнул, что выручка от продажи билетов и проездных, как и все денежные средства от штрафов, перечисляются в бюджет города Перми и идут на финансирование работы общественного транспорта. Причём главный залог развития системы — добросовестный подход к оплате проезда. Благодаря этому сейчас по улицам ездят в основном четырёхлетние автобусы, 92% из них приспособлены для маломобильных людей. Кроме того, для города регулярно закупаются новые трамваи, в которых комфортно ездить при любых погодных условиях.

Согласно должностной инструкции контролёров, проверка оплаты проезда в салоне должна начинаться не ранее, чем транспортное средство преодолеет половину пути между остановками. Если проверяющий заблокировал систему сразу при входе в трамвай или автобус и тем самым лишил возможности вошедшего с ним пассажира оплатить проезд, надо указать этот факт в акте. Все эти данные будут проверены с помощью информации с видеорегистраторов, которые установлены в салонах. При подтверждении факта штраф выписан не будет.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть