Будет рост
Плату за проезд в общественном транспорте Перми планируется поднять до 35 рублей. При этом она всё равно будет ниже экономически обоснованного тарифа
Пермякам нужно готовиться к неизбежному повышению стоимости проезда в общественном транспорте. Окончательное решение по этому вопросу не принято и пока отложено, однако о необходимости удорожания билета городские власти говорят уже не только на внутренних совещаниях, но и публично. Это свидетельствует о том, что рост оплаты проезда — всего лишь вопрос времени.
На то, что цена на разовую поездку в трамвае или автобусе
занижена, мэрия Перми обращает внимание уже не первый год. Реальная
себестоимость услуги высчитывается по определённой формуле с разного рода
параметрами. Согласно методике, утверждённой Пермской городской думой,
экономически обоснованный тариф рассчитывается исходя из затрат транспортных
предприятий при текущем пассажиропотоке.
Если учитывать социальную направленность системы
пассажироперевозок, всегда образуется разница между себестоимостью проезда и
действующим размером оплаты. Таким образом городские власти пытаются за счёт
бюджета снизить финансовую нагрузку на жителей.
Но, несмотря на это, многим горожанам даже такие «жертвы»
кажутся недостаточными. Поэтому они выступают за стабилизацию цен. Понять таких
пассажиров, конечно, можно, особенно когда смена тарифа становится регулярной,
как в сфере ЖКХ.
Но есть среди горожан и те, кто считает, что на фоне высокой
инфляции без удорожания проезда ожидать повышения качества обслуживания
невозможно. А на комфорте и безопасности лучше не экономить. Поэтому лучше
платить за услуги по их стоимости, чтобы иметь возможность ездить на новых
автобусах, в тёплых трамваях и добираться туда, куда раньше можно было доехать
лишь на такси или дойти пешком.
Выше, но ниже
На этой неделе на заседании Пермской городской думы первый
заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин озвучил планы по
увеличению стоимости проезда в общественном транспорте с 33 до 35 руб. Он
объяснил это тем, что в этом году затраты на транспортную отрасль вырастут на
10% — с 5,8 млрд до 6,5 млрд руб.
При этом чиновник добавил, что благодаря росту
пассажиропотока экономически обоснованный тариф, который ранее составлял 39
руб., снизился до 36 руб. Таким образом, даже при установлении размера оплаты
проезда на уровне 35 руб. цена услуги всё равно будет чуть меньше её
себестоимости. К тому же пассажиры могут экономить, используя льготные и
гражданские проездные билеты.
Как отметили в городской администрации, в 2022 году плановая
индексация тарифа позволила развивать как маршрутную сеть, так и
инфраструктуру. В частности, были запущены ряд новых маршрутов и продлены уже
существующие, ежедневный выпуск на линию был увеличен на 33 автобуса. Кроме
того, за год было установлено 40 новых навесов и павильонов, началось
обустройство посадочных площадок.
В этом году департамент транспорта уже запустил новый
автобус №37, соединяющий микрорайоны Висим и Садовый, а также планирует запуск
новых маршрутов в ЖК «Погода», микрорайоны Гайва и Заозерье.
По мнению Эдуарда Хайруллина, в дальнейшем пересмотр размера оплаты проезда необходимо проводить регулярно вместе с индексацией расходов на работу транспорта.
«Тариф нужно индексировать вместе с ростом расходов, чтобы
не прибегать к этому постоянно, чтобы он был предметом не политики, а чисто
экономики. У нас на последующие годы заложена ставка индексации расходов на
транспортную работу 4,1%. По идее, и тариф должен индексироваться в среднем на
4%», — отметил замглавы города.
Выпадающая прибыль
На тариф при этом не влияет количество безбилетных
пассажиров, хотя из-за них отрасль терпит серьёзные убытки. И фактически за
«зайцев» платят добросовестные пассажиры.
Для борьбы с безбилетниками власти разрабатывают новые
решения. В прошлом году заметно увеличился штат контролёров, им были выданы
камеры для видеофиксации нарушений.
В этом году предлагается организовать на ряде маршрутов в
часы пик работу агентов по продаже билетов. Такие «мобильные кондукторы» будут
трудиться на участках, где система учёта пассажиропотока
фиксирует значительный процент неоплаченных поездок.
Согласно социологическому исследованию, только 23%
выявленных безбилетников назвали причиной неоплаты проезда желание сэкономить. Все
остальные объяснили безбилетный проезд такими причинами, как сложность подхода
к валидатору в пиковые часы, нежелание отвлекать водителя и т. д.
«Когда мы внедряли бескондукторную систему оплаты проезда,
то, конечно, понимали, что будут случаи недосбора оплаты. Как мы и
прогнозировали, сейчас процент безбилетников на бескондукторных маршрутах
составляет 18%. По нашим расчётам, точечная работа специалистов, которые будут
продавать билеты на наиболее проблемных участках, позволит снизить этот
показатель», — сказал начальник городского департамента транспорта Анатолий
Путин.
В мэрии пояснили, что дополнительный вариант оплаты проезда
предполагает, что отдельные сотрудники будут работать на маршрутах по договору
с МКУ «Гортранс», но не будут устроены в штате перевозчиков. Это позволит не
закреплять их за конкретными транспортными средствами в течение всего дня,
когда их услуги не требуются, а оперативно координировать работу таких
специалистов, направляя на наиболее проблемные участки маршрутов.
«При этом сотрудники не должны будут принуждать пассажиров
оплачивать проезд именно у них. Оплатить проезд пассажиры смогут любыми
удобными для них способами: у водителя, через валидатор или по приложению», —
добавили в администрации.