Пермь,
3 мая 2024 г., пятница

Культ здоровья

Как менялась пропаганда здорового образа жизни в нашей стране за последние 100 лет

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Плакат

Производственная гимнастика, всесоюзная утренняя зарядка по радио, памятники физкультурникам в парках, лозунги о пользе физического труда и плакаты, призывающие заниматься спортом, — из всех инструментов популяризации здорового образа жизни, которые были распространены в советском обществе, современные жители сталкиваются сейчас, пожалуй, лишь со сдачей норм ГТО. Несмотря на это, забота о своём здоровье и поддержание хорошего самочувствия и сегодня остаются важнейшими задачами для каждого человека.

За прошедшие 100 лет со дня основания Службы медицинской профилактики Пермского края методы пропаганды и продвижения ЗОЖ среди населения заметно трансформировались. Неизменными остались только задачи по формированию полезных привычек и поведения, которые бы способствовали сохранению и укреплению здоровья, обеспечению высокого уровня трудоспособности, достижению активного долголетия. Как же поменялись за минувший век способы мотивации людей регулярно заниматься физкультурой и всегда соблюдать гигиену?

На заре правильных ориентиров

В первые годы советской власти наряду с развитием системы здравоохранения большое внимание уделяли вопросу массовости физкультуры среди населения. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен Николай Семашко, при участии которого в 1924 году начал выпускаться журнал «Теория и практика физической культуры». На страницах издания как тогда, так и сегодня большое внимание уделяется медицинским проблемам физического воспитания.

Тема ЗОЖ широко освещалась и в газетах. Но тогда это понятие имело ярко выраженный классовый характер: люди труда представали в прессе приверженцами здорового образа жизни, а остальные — как представители «паразитирующих сословий». В заметках, пропагандистских статьях и фельетонах высмеивалась дворянская жизнь, «чахоточные красавицы», задыхающиеся в корсетах, и прочее. Подобные публикации дополнялись карикатурными рисунками и сатирическими слоганами.

Изменения в характере пропаганды ЗОЖ произошли с появлением в стране людей умственного труда и характерного для них сидячего образа жизни. Именно тогда стали популяризировать регулярные занятия физкультурой и спортом, самодисциплину, соблюдение правильного режима дня и т. п.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов людям пытались активно привить потребность быть здоровыми для получения возможности общественно полезного труда и обороны страны. В прессе регулярно публиковались репортажи с разного рода спартакиад, парадов физкультурников и других спортивных мероприятий. Они передавали атмосферу радости, формировали в сознании читателя устойчивое и прочное сочетание понятий здоровья и счастья. Так здоровье советского человека постепенно становится достоянием государства.

Картина дня

Особую роль в пропаганде ЗОЖ на протяжении многих лет играло советское плакатное искусство. Яркие агитки считались главным побудителем народа. Тиражи отдельных экземпляров достигали 300 тыс. штук.

При этом тема здорового образа жизни была тесно связана с социальной полезностью человека, патриотизмом, трудолюбием, дисциплиной и коллективизмом. Советские люди должны были быть здоровыми не только для себя, но и для своей семьи, коллектива, своей Родины.

Плакаты пропагандировали ЗОЖ через различные аспекты: спорт и физкультуру, гигиену и профилактику заболеваний, борьбу с алкоголизмом и курением, рациональное питание и отдых. При этом авторы использовали разные художественные приёмы: от реалистичного изображения до символического или метафорического.

Начиная с 1920-х годов распространённой темой плакатов были парады физкультурников, легкоатлетические кроссы, лыжные забеги и другие любительские соревнования. Такие изображения часто сопровождались лозунгами в стиле «В здоровом теле — здоровый дух».

Затем популярной стала тема положительного влияния спорта на здоровье, красоту, силу, выносливость, характер и творчество человека. Среди таких плакатов активное распространение получило движение «Готов к труду и обороне».

Накануне Великой Отечественной войны востребованной темой стало значение спорта для повышения боевого духа граждан и их готовности к защите Отечества. Позже стало важно заряжать людей на спортивные успехи ради достижения мирового лидерства. Плакаты стали демонстрировать успехи советских спортсменов и команд, их рекорды и награды, а также примеры для подражания и гордости.

В 1950-х годах получили популярность туристические изображения. На плакатах рисовали туристов, которые отдыхают на природе и путешествуют по родной стране. Распространёнными были и агитки о здоровом питании, профилактике и лечении различных заболеваний, проведении различных процедур: лечение простуды, гриппа, туберкулёза, полиомиелита, дизентерии, закаливание и т. д. Отдельным жанром были плакаты, посвящённые борьбе с вредными привычками: курением, пьянством, позже — наркоманией.

Актуальный взгляд

С изменением политической и экономической обстановки в стране и мире госпропаганда становилась всё менее убедительной. Молодые люди начали увлекаться новыми формами досуга, у них появились интересы, которые зачастую не связаны с идеалами ЗОЖ. После распада СССР тема здорового образа жизни и вовсе ушла на второй план — в приоритете у общества были другие цели и задачи. Происходит своеобразная трансформация понятия «здоровый образ жизни», которое распадается на две части: «здоровье» и «образ жизни».

В 2002 году на заседании Госсовета России была принята новая концепция пропаганды в СМИ здорового образа жизни. С 2009 года в стране начала действовать федеральная программа «Здоровый образ жизни», затем появилась программа «Спорт — норма жизни» и нацпроект «Демография». Пропаганда ЗОЖ получила современное воплощение.

Логотип проекта 100 лет Службе медпрофилактики

Материал подготовлен в рамках проекта регионального Центра общественного здоровья и медицинской профилактики «100 лет Службе медицинской профилактики Пермского края». Более подробную информацию можно получить на официальном сайте budzdorovperm.ru и на страницах ЦОЗМП в социальных сетях.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть