Беспорядочный сервис
Значительная часть участников онлайн-опроса выступила за запрет работы в городе компаний по аренде электросамокатов
Администрация Перми совместно с ГИБДД начала активную работу по наведению порядка в сфере кикшеринга. Это широко распространившееся в молодёжной и предпринимательской среде заимствованное слово означает не что иное, как краткосрочную аренду электросамокатов.
В нашем городе сервис проката двухколёсных устройств с
электродвигателем впервые появился в прошлом году. С того же момента в Перми
началась работа по наведению порядка в этой сфере. Несмотря на это, в минувшем
сезоне количество ДТП с участием этих средств индивидуальной мобильности (СИМ),
в том числе с пострадавшими резко возросло.
Как в Париже
Проблему комфортного и безопасного использования
электросамокатов в городах сегодня пытаются решить буквально во всех странах
мира. Повсюду пытаются прийти к оптимальному варианту организации сервиса
кикшеринга. В крупных столицах и густо заселённых мегаполисах, курортных
посёлках и популярных туристических локациях проводятся опросы и референдумы на
тему необходимости работы компаний по аренде СИМ. По результатам одного из
таких голосований, например, в Париже с 1 сентября вступил в силу запрет на
использование электросамокатов.
Специалисты городской администрации начали разработку плана
по созданию чётких правил и требований для цивилизованного сервиса, который бы
устроил как пешеходов и водителей, так и пользователей средств индивидуальной
мобильности. К тому же у властей города уже есть опыт по решению подобных задач
— за несколько лет у представителей пермского велосообщества при поддержке
администрации выработалась культура вождения, которая сегодня не угрожает
другим участникам дорожного движения.
Выбор горожан
На прошлой неделе стало известно о результатах онлайн-опроса
об отношении пермяков к работе сервисов проката электросамокатов. Голосование
проходило в социальной сети «ВКонтакте». В нём приняли участие 2866 человек.
349 (12,1%) проголосовавших считают, что необходимо усилить контроль за
соблюдением правил благоустройства и штрафовать операторов, оказывающих услуги
проката, за размещение самокатов в неположенных местах. 913 (31,8%) участников
отдали свой голос за вариант «нужно ограничить зоны, в которых возможно
движение на электросамокатах, и скорость их передвижения, как это уже сделано в
ряде городов и стран».
Однако больше всего пермяков — 1604 человека — проголосовали
за запрет работы операторов сервисов аренды электросамокатов. Это составляет
более 55,9% от общего числа участников опроса.
Причина недовольства
Понять жителей можно: по словам начальника отдела
Госавтоинспекции Управления МВД России по городу Перми Андрея Власова, по
итогам прошедшего сезона резко увеличилось количество ДТП с участием средств
индивидуальной мобильности. В большинстве случаев речь идёт о происшествиях с
электросамокатами. При этом 90% таких случаев произошли с устройствами, взятыми
в аренду.
Всего с начала года зафиксировано 77 случаев, в которых травмы
различной степени тяжести получили 82 человека, в том числе 28
несовершеннолетних, 1 человек погиб.
В основном водители электросамокатов допускают наезды на
пешеходов (41 случай) и столкновения (28 случаев). Это связано с тем, что
зачастую люди, берущие самокаты в аренду, не соблюдают правила дорожного
движения и развивают значительную скорость на тротуарах. Отдельная проблема —
использование электросамокатов подростками.
«Есть проблема с детским травматизмом, потому что у
несовершеннолетних есть доступ к аккаунтам в приложениях по управлению
электросамокатами. Соответственно, они не владеют ПДД: не знают, кто кому
должен уступать, двигаются по тротуарам, совершают наезды на пешеходов, а также
не спешиваются на проезжей части на переходах. Водители не успевают
реагировать, и происходит ДТП», — отметил Андрей Власов.
Начальник отделения пропаганды БДД отдела ГИБДД Управления
МВД России по городу Перми Владимир Яцук также обратил внимание, что по
количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Прикамье занимает второе место среди
регионов РФ — за сезон было зарегистрировано 2147 нарушений, допущенных
гражданами, которые использовали для передвижения средства индивидуальной
мобильности.
Регулирование работы
Всего в Перми работают два оператора по предоставлению
электросамокатов в краткосрочную аренду — это сервисы Whoosh и Urent.
Администрацией Перми с каждой из них были заключены соглашения. Документы
устанавливают требования к порядку размещения и передвижения СИМ на территории
города. В частности, соглашения определяют зоны ограничения скоростного режима
(15 км/ч и 20 км/ч) и запрета движения. К этим территориям относятся зоны
массового пребывания людей, в том числе центральные улицы, парки и скверы.
Полный запрет передвижения, например, действует на набережной реки Камы в
Ленинском районе, в парке им. Горького, в экстрим-парке и на эспланаде, а также
при проведении массовых мероприятий.
«Тем не менее наблюдаются многочисленные нарушения условий
соглашения со стороны компаний кикшеринга, в том числе в части размещения
электросамокатов», — подчеркнули в горадминистрации.
С начала года в отношении компаний кикшеринга по факту
несоблюдения правил благоустройства было составлено 118 протоколов, направлено
428 уведомлений о привлечении к административной ответственности. Специалисты
районных администраций находили электросамокаты брошенными на территории общего
пользования и муниципальных земельных участках. Были случаи, когда СИМ
оставляли на газонах, детских и спортивных площадках.
Для организации безопасного движения и размещения средств
индивидуальной мобильности на территории Перми городские власти намерены в
ближайшее время внести изменения в правила благоустройства, в которых будут
указаны конкретные требования к расположению СИМ. Дополнительно планируется
урегулировать вопрос компенсации затрат на перемещение кикшеринговых
электросамокатов. Это необходимо в случае уборки улиц и содержания дорог с
помощью коммунальной техники.
Ожидается, что изменения в правила будут приняты в феврале
2024 года. Помимо этого, городские власти намерены ужесточить штрафы за
невыполнение требований через внесение поправок в соответствующий региональный
закон.