Пермь,
24 февраля 2024 г., суббота

Музыкальная загадка

Пермяков ждёт концертное исполнение одного из главных шедевров музыкального театра ХХ века

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Золотой Петушок Федор Леднёв. Фотограф Андрей Чунтомов

Ведущий современный российский дирижёр, специалист по музыке XX и XXI веков Фёдор Леднёв проведёт концертное исполнение оперы «Золотой петушок» (6+), приуроченное к 180-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Последняя, 15-я по счёту, опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» вошла в музыкальную историю как опера-загадка. О её устройстве, истинных смыслах и мнимых подтекстах, об эзоповом языке, которым написан «Золотой петушок», спорило не одно поколение исполнителей и исследователей.

«С одной стороны, «Золотой петушок» — плоть от плоти своего времени: эта опера говорит нам очень многое о начале ХХ века, причём как культурном, так и социополитическом контексте эпохи. Но одновременно она ни на йоту не утратила своей художественной актуальности. Это действительно опера-загадка: взяв прошлым летом после долгого перерыва в руки партитуру, я услышал очень много разных музык — настолько разных, что мне стало казаться, что Римский-Корсаков цитирует в «Золотом петушке» произведения своих предшественников и современников. Но довольно скоро стало понятно, что никаких прямых цитат в прощальной опере Римского-Корсакова нет, зато она буквально пронизана стилевыми и жанровыми аллюзиями, точная атрибуция которых намеренно затруднена самим композитором. Римский-Корсаков то и дело путает следы, подталкивая исполнителей к тому, чтобы они вновь и вновь предлагали собственные трактовки калейдоскопического узора «Золотого петушка», — считает Фёдор Леднёв.

По словам искусствоведов, в «Золотом петушке», как в кривом зеркале, отражается вся история русского оперного театра XIX века — от «Руслана и Людмилы» Глинки и «Бориса Годунова» Мусоргского до «Князя Игоря» Бородина и «Садко» самого Римского-Корсакова. Партитура «Золотого петушка», прозванная Борисом Асафьевым «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний», предусматривает возможность полярно различных интерпретаций произведения, поэтому трактовка Фёдора Леднёва и ведущих солистов Пермской оперы — это ещё одна попытка разгадать загадку творческого завещания именитого композитора.

Услышать концертное исполнение оперы «Золотой петушок» можно будет в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского 11 февраля в 19:00. В роли Шемаханской царицы — Надежда Павлова.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть