Музыкальная загадка
Пермяков ждёт концертное исполнение одного из главных шедевров музыкального театра ХХ века
Ведущий современный российский дирижёр, специалист по музыке XX и XXI веков Фёдор Леднёв проведёт концертное исполнение оперы «Золотой петушок» (6+), приуроченное к 180-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Последняя, 15-я по счёту, опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» вошла в музыкальную историю как опера-загадка. О её устройстве, истинных смыслах и мнимых подтекстах, об эзоповом языке, которым написан «Золотой петушок», спорило не одно поколение исполнителей и исследователей.
«С одной стороны, «Золотой петушок» — плоть от плоти своего времени: эта опера говорит нам очень многое о начале ХХ века, причём как культурном, так и социополитическом контексте эпохи. Но одновременно она ни на йоту не утратила своей художественной актуальности. Это действительно опера-загадка: взяв прошлым летом после долгого перерыва в руки партитуру, я услышал очень много разных музык — настолько разных, что мне стало казаться, что Римский-Корсаков цитирует в «Золотом петушке» произведения своих предшественников и современников. Но довольно скоро стало понятно, что никаких прямых цитат в прощальной опере Римского-Корсакова нет, зато она буквально пронизана стилевыми и жанровыми аллюзиями, точная атрибуция которых намеренно затруднена самим композитором. Римский-Корсаков то и дело путает следы, подталкивая исполнителей к тому, чтобы они вновь и вновь предлагали собственные трактовки калейдоскопического узора «Золотого петушка», — считает Фёдор Леднёв.
По словам искусствоведов, в «Золотом петушке», как в кривом зеркале, отражается вся история русского оперного театра XIX века — от «Руслана и Людмилы» Глинки и «Бориса Годунова» Мусоргского до «Князя Игоря» Бородина и «Садко» самого Римского-Корсакова. Партитура «Золотого петушка», прозванная Борисом Асафьевым «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний», предусматривает возможность полярно различных интерпретаций произведения, поэтому трактовка Фёдора Леднёва и ведущих солистов Пермской оперы — это ещё одна попытка разгадать загадку творческого завещания именитого композитора.
Услышать концертное исполнение оперы «Золотой петушок» можно будет в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского 11 февраля в 19:00. В роли Шемаханской царицы — Надежда Павлова.