Пермь,
26 мая 2024 г., воскресенье

Прокатили с планами

После того как с улиц Перми исчезли шеринговые электросамокаты, им на смену пришли электровелосипеды

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Электровелосипед

В конце апреля сервисы, предоставляющие услуги по прокату средств индивидуальной мобильности (СИМ), отключили возможность использования имеющегося парка устройств в Перми. Это произошло из-за принятия новых правил благоустройства, которые запрещают парковку электросамокатов в центре. Требования мэрии фактически парализовали работу сервисов кикшеринга. Однако одна из компаний не растерялась и запустила в городе новый вид транспорта — электровелосипеды.

Обойти запреты мэрии решила компания Whoosh. По данным сервиса, они были вынуждены найти альтернативный выход из ситуации из-за «тысячи обращений от пользователей» с просьбой вернуть на улицы Перми СИМ. Для того чтобы не нарушать действующие правила и при этом обеспечить пермяков микромобильным транспортом, компания решила запустить в городе новую услугу — аренду электровелосипедов.

Парк новых устройств начал работать в пилотном режиме накануне первых майских праздников. В сервисе предупредили, что с помощью электровелосипедов пермяки могут совершать поездки в среднем на 10–12 км. Принцип работы этих транспортных средств похож на работу самокатов кикшеринга. Арендовать их можно с помощью приложения. А оставить велосипед пользователи могут лишь в точках виртуальной парковки, поскольку это обеспечивает порядок в размещении велосипедов в городе.

Что касается правил дорожного движения для велосипедов, то они отличаются от правил для СИМ. В частности, если нет велодорожек, передвигаться нужно по обочине автомобильной дороги, на которой действует ограничение скорости до 60 км/ч. Если такой возможности нет, то нужно ехать по тротуару. Скорость электровелосипедов ограничена 20 км/ч, если ехать за счёт мотора.

Быстрый ответ

Администрация Перми отреагировала на это нововведение незамедлительно: на сайте мэрии был опубликован проект постановления, согласно которому можно будет принудительно эвакуировать на штрафстоянки «бесконтрольные средства передвижения» (БСП). К ним будут относиться велосипеды, скутеры, мопеды и иные аналогичные средства, в том числе предоставляемые юрлицами и ИП для целей шеринга.

Устанавливается размер платы за перемещение одного БСП в сумме 1,5 тыс. руб. Плата за хранение одного БСП — 100 руб. в день. Иными словами, владелец или арендатор электровелосипеда должен будет заплатить минимум 1,6 тыс. руб., если его средство передвижения по какой-либо причине отвезут на штрафстоянку.

В городской администрации такие меры объяснили жалобами пермяков, которые замечают, что «электровелосипеды оказываются бесконтрольно брошенными в неположенных местах».

«За прошедшие дни работы в городе прокатных электровелосипедов зафиксировано их размещение на тротуарах, подходах к пешеходным переходам, остановочных пунктах и в других местах, ограничивающих свободное перемещение горожан. Припаркованные электровелосипеды, как и электросамокаты, не должны препятствовать передвижению пешеходов, уборке тротуаров, безопасности дорожного движения», — пояснили в городской администрации.

Найти и не сдаваться

В самом сервисе проката электровелосипедов считают, что сейчас беспорядка на парковках нет, потому что в компании «внимательно следят за этим». Нарушителей наказывают рублём: за оставление самоката вне парковки положен штраф 500 руб., при повторном нарушении — 1000 руб., а при систематическом повторении нарушений предусмотрена блокировка аккаунта.

«Нам очень важен комфорт всех жителей Перми. Сервис Whoosh внимательно следит за порядком на парковках. Как и в случае с электросамокатами, оставить велосипед после поездки можно только в точке виртуальной парковки. Мы дополнительно усилили сервисные команды Whoosh, которые круглосуточно перемещаются по городу, переставляя самокаты там, где они оставлены неудачно», — рассказали в пресс-службе сервиса.

Несмотря на это, городские чиновники всерьёз намерены проводить работу по перемещению, хранению и возврату электровелосипедов, бесконтрольно расположенных на территории общего пользования, аналогично процедуре по регулированию размещения электросамокатов.

С задачей по вывозу этих устройств мэрия справилась оперативно. Всего за первую неделю работы по новым правилам на штрафстоянку было вывезено более 500 самокатов за нарушение правил парковки. Часть из СИМ по-прежнему остаются «арестованными». По информации городского департамента дорог и благоустройства, в данный момент на стоянке временного хранения находятся 57 электросамокатов, принадлежащих компании «МТС Юрент», и 249 — компании Whoosh.

«Часть электросамокатов владельцы уже забрали», — пояснили в пресс-службе мэрии.

В отличие от конкурентов, компания «МТС Юрент» по-прежнему не возобновила свою работу в Перми. Как пояснили в сервисе, они столкнулись с невыполнимыми требованиями местных властей: самокаты запретили парковать в центре города, не предложив альтернативной парковки за пределами этой территории. При этом письмо в администрацию города с предложением инвестировать в строительство парковок в Перми осталось без ответа.

Спорный вопрос

Сами жители Перми к происходящему относятся неоднозначно. По мнению председателя РОО «За права многодетных Пермского края» Людмилы Ёлтышевой, такой вид транспорта, как электросамокаты и электровелосипеды, не подходит для центра города.

«Пешеходные зоны в центре как раз для того и существуют, чтобы по ним спокойно можно было прогуляться с семьёй, с детьми, а приходится идти и оглядываться, чтобы не попасть под колёса. Сама оказалась невольным участником такого ДТП. Мы шли до набережной с детьми, а парень с девушкой ехали на электросамокате. Я только и успела, что своих детей отдёрнуть за руку. Парень с девушкой перелетели через руль и упали на асфальт», — поделилась общественница.

В то же время координатор сообщества «Урбан Пермь» Ростислав Толмачев обращает внимание на то, что благодаря возникшей проблеме в городе появился ещё один вид современного, безопасного и эффективного городского транспорта — электровелосипед.

«В некотором смысле он даже удобнее самоката: даёт больше возможностей, ведь можно ехать не только по тротуару, но и по правому краю проезжей части. Это кардинально меняет опыт использования, потому что на проезжей части не нужно объезжать пешеходов и прыгать по бордюрам. Поездки для опытных райдеров будут занимать меньше времени и будут комфортнее. Но администрация решила не прекращать свою антиобщественную запретительную политику в отношении экологичного компактного транспорта, желая запретить теперь ещё и велосипеды», — отметил общественник.

Руководитель общественной организации «Счастье жить» Анастасия Гилёва уверена, что на данный момент в Перми ещё не сформировалась культура использования шеринговых устройств.

«Часто нарушают правила дорожного движения. Они просто едут через перекрёсток, не спешиваясь, что опасно, потому что водители автомобилей при повороте могут их не увидеть. Неоднократно сама применяла экстренное торможение. Нужно повышать культуру пользования электротранспортом. Возможно, стоит проводить мероприятия, на которых говорить о соблюдении ПДД», — резюмировала она.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть