Новая старая гавань
Со следующей навигации Речной вокзал Перми вновь начнёт работать по своему прямому назначению
Спустя 20 лет после закрытия в Перми вокзала для речных перевозок стало известно о том, что город-миллионер, расположенный на одной из крупнейших в стране судоходных рек, вновь обретёт свою пассажирскую гавань. А расположится она в родных стенах Речного вокзала, успевшего за прошедшие годы пережить несколько этапов ремонта и множество «постояльцев».
О намерении вернуть столице Прикамья полноценный вокзал для водного транспорта с залом ожидания, кассами и графиком отправления и прибытия судов сначала сообщил губернатор Дмитрий Махонин. В минувшем сентябре глава региона сказал, что краевые власти планируют потеснить исторический парк «Россия — моя история», занимающий здание Речного вокзала, и использовать часть площадей объекта по прямому назначению.
«Надеюсь, музей получит своего нового посетителя. Планируем к началу следующей навигации завершить все работы», — анонсировал губернатор.
На этой неделе намерения регионального руководства подтвердил заместитель министра транспорта Прикамья Александр Полыгалов. На полях Всероссийского круизного форума он заявил о том, что Речной вокзал заработает по своему профилю уже к маю 2025 года.
Большая история
Здание Речного вокзала в Перми стало первым объектом туристской инфраструктуры, расположенным на берегу Камы. Он был открыт в 1940 году, ещё до обустройства набережной.
Проект здания в стилистике сталинского ампира был разработан авторитетным архитектором Александром Гринбергом в начале 1930-х годов. На реализацию замысла понадобилось 10 лет.
Автором было создано здание, отличающееся чёткостью замысла. Объект был разделён на центральную часть (вестибюль и ресторан), левую (зал ожидания, гостиница) и правую (административная часть).
После открытия Речной вокзал стал одним из лучших общественных зданий города и вторым в списке наиболее технически оснащённых, нарядных и комфортабельных транспортных объектов в стране.
Преимущества здания особенно оценили в период Великой Отечественной войны, когда Пермь стала крупным эвакуационным центром.
Вторую жизнь Речной вокзал получил в 1960-е годы, когда появились планы по обустройству набережной. Территорию вблизи объекта привели в порядок, частичный ремонт был проведён и в самом здании.
В 1975 году Речной вокзал получил статус памятника архитектуры регионального значения. Однако это не спасло его от обветшания.
На грани исчезновения
Кризис 1990-х годов, повлёкший за собой развал системы речных пассажироперевозок в Прикамье, а также превращение Речного вокзала фактически в торговый центр, негативно сказался на состоянии здания. Объект активно использовался, но при этом за его состоянием никто должным образом не следил.
В начале 2000-х годов вокзал перестал быть безопасным для посетителей, и поэтому он был закрыт. С 2004 года аварийное здание пустовало.
В 2010 году на объект обратили внимание краевые власти, которые приняли решение разместить в нём новую институцию — Музей современного искусства PERMM. Перед открытием первой экспозиции на Речном вокзале провели косметический ремонт, а то, что не удалось привести в порядок, закрыли музейными стендами.
В течение трёх лет здесь активно проводились выставки и культурные события, работали сувенирные лавки. Но затем по решению суда объект пришлось освободить — ему требовался капитальный ремонт.
Новая страница
Средства на реконструкцию Речного вокзала нашлись не сразу. Но сами работы были выполнены достаточно быстро, несмотря на то, что для восстановления облика здания в том виде, каким оно было в начале 1991 года, пришлось частично разрушить не подлежащее реставрации правое крыло.
Вопреки изначальным планам после капремонта в Речном вокзале разместился не музей PERMM, а исторический парк «Россия — моя история». Открытие первой мультимедийной выставки в здании состоялось в декабре 2017 года.
Спустя пять лет у объекта завершилась масштабная реконструкция причалов. У города вновь появилась современная инфраструктура для пассажиров речных судов. При этом зала ожидания не было, а кассы расположились в киосках вблизи КПП.
С появлением комфортных условий для приёма теплоходов и других судов, заметным ростом турпотока в Перми появилась и потребность в создании полноценного речного вокзала. Для его размещения рассматривалось несколько вариантов. Один из них предполагал его обустройство на железнодорожной станции Пермь I. Однако теперь краевые власти чётко обозначили: объект расположится там, где ему и место, то есть на Речном вокзале.
По словам Александра Полыгалова, пассажирам в здании будет выделен первый этаж корпуса 1 на ул. Монастырской, 2. На нём разместят зал ожидания, кассы, камеры хранения и пункты питания. Ремонт должен быть закончен к 1 мая. Ожидается, что пассажиропоток объекта составит более 200 тыс. человек в год.
Согласно проекту регионального бюджета на предстоящую трёхлетку, на капитальный ремонт, содержание и эксплуатацию здания Речного вокзала и прилегающей территории в 2025 году будет направлено 39,1 млн руб., в 2026-м — 2,4 млн руб., в 2027-м — 2,4 млн руб.