Пермь,
21 ноября 2024 г., четверг

Новая старая гавань

Со следующей навигации Речной вокзал Перми вновь начнёт работать по своему прямому назначению

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Речной вокзал 2024 год

Спустя 20 лет после закрытия в Перми вокзала для речных перевозок стало известно о том, что город-миллионер, расположенный на одной из крупнейших в стране судоходных рек, вновь обретёт свою пассажирскую гавань. А расположится она в родных стенах Речного вокзала, успевшего за прошедшие годы пережить несколько этапов ремонта и множество «постояльцев».

О намерении вернуть столице Прикамья полноценный вокзал для водного транспорта с залом ожидания, кассами и графиком отправления и прибытия судов сначала сообщил губернатор Дмитрий Махонин. В минувшем сентябре глава региона сказал, что краевые власти планируют потеснить исторический парк «Россия — моя история», занимающий здание Речного вокзала, и использовать часть площадей объекта по прямому назначению.

«Надеюсь, музей получит своего нового посетителя. Планируем к началу следующей навигации завершить все работы», — анонсировал губернатор.

На этой неделе намерения регионального руководства подтвердил заместитель министра транспорта Прикамья Александр Полыгалов. На полях Всероссийского круизного форума он заявил о том, что Речной вокзал заработает по своему профилю уже к маю 2025 года.

Большая история

Здание Речного вокзала в Перми стало первым объектом туристской инфраструктуры, расположенным на берегу Камы. Он был открыт в 1940 году, ещё до обустройства набережной.

Проект здания в стилистике сталинского ампира был разработан авторитетным архитектором Александром Гринбергом в начале 1930-х годов. На реализацию замысла понадобилось 10 лет.

Автором было создано здание, отличающееся чёткостью замысла. Объект был разделён на центральную часть (вестибюль и ресторан), левую (зал ожидания, гостиница) и правую (административная часть).

После открытия Речной вокзал стал одним из лучших общественных зданий города и вторым в списке наиболее технически оснащённых, нарядных и комфортабельных транспортных объектов в стране.

Преимущества здания особенно оценили в период Великой Отечественной войны, когда Пермь стала крупным эвакуационным центром.

Вторую жизнь Речной вокзал получил в 1960-е годы, когда появились планы по обустройству набережной. Территорию вблизи объекта привели в порядок, частичный ремонт был проведён и в самом здании.

В 1975 году Речной вокзал получил статус памятника архитектуры регионального значения. Однако это не спасло его от обветшания.

На грани исчезновения

Кризис 1990-х годов, повлёкший за собой развал системы речных пассажироперевозок в Прикамье, а также превращение Речного вокзала фактически в торговый центр, негативно сказался на состоянии здания. Объект активно использовался, но при этом за его состоянием никто должным образом не следил.

В начале 2000-х годов вокзал перестал быть безопасным для посетителей, и поэтому он был закрыт. С 2004 года аварийное здание пустовало.

В 2010 году на объект обратили внимание краевые власти, которые приняли решение разместить в нём новую институцию — Музей современного искусства PERMM. Перед открытием первой экспозиции на Речном вокзале провели косметический ремонт, а то, что не удалось привести в порядок, закрыли музейными стендами.

В течение трёх лет здесь активно проводились выставки и культурные события, работали сувенирные лавки. Но затем по решению суда объект пришлось освободить — ему требовался капитальный ремонт.

Новая страница

Средства на реконструкцию Речного вокзала нашлись не сразу. Но сами работы были выполнены достаточно быстро, несмотря на то, что для восстановления облика здания в том виде, каким оно было в начале 1991 года, пришлось частично разрушить не подлежащее реставрации правое крыло.

Вопреки изначальным планам после капремонта в Речном вокзале разместился не музей PERMM, а исторический парк «Россия — моя история». Открытие первой мультимедийной выставки в здании состоялось в декабре 2017 года.

Спустя пять лет у объекта завершилась масштабная реконструкция причалов. У города вновь появилась современная инфраструктура для пассажиров речных судов. При этом зала ожидания не было, а кассы расположились в киосках вблизи КПП.

С появлением комфортных условий для приёма теплоходов и других судов, заметным ростом турпотока в Перми появилась и потребность в создании полноценного речного вокзала. Для его размещения рассматривалось несколько вариантов. Один из них предполагал его обустройство на железнодорожной станции Пермь I. Однако теперь краевые власти чётко обозначили: объект расположится там, где ему и место, то есть на Речном вокзале.

По словам Александра Полыгалова, пассажирам в здании будет выделен первый этаж корпуса 1 на ул. Монастырской, 2. На нём разместят зал ожидания, кассы, камеры хранения и пункты питания. Ремонт должен быть закончен к 1 мая. Ожидается, что пассажиропоток объекта составит более 200 тыс. человек в год.

Согласно проекту регионального бюджета на предстоящую трёхлетку, на капитальный ремонт, содержание и эксплуатацию здания Речного вокзала и прилегающей территории в 2025 году будет направлено 39,1 млн руб., в 2026-м — 2,4 млн руб., в 2027-м — 2,4 млн руб.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть