Первый пошёл!
Во второй половине октября на новом мостовом переходе через речку Иву в Мотовилихинском районе откроется автомобильное движение
В Перми завершается первый этап строительства трассы ТР-53. Уже 18 октября на новом мосту, соединяющем две части ул. Уинской на прибрежных склонах речки Ивы, планируется запустить движение. Для того чтобы успеть сдать объект, строители работают в круглосуточном режиме.
Ещё каких-то пять лет назад все разговоры о необходимости строительства трассы ТР-53, которая соединит с центром города пять самых густонаселённых микрорайонов Мотовилихи, казались фантазиями и неосуществимой мечтой. Жители Вышки-1, Вышки-2, Запруда, Висима и Садового с неприкрытым скепсисом воспринимали новости о том, что вот-вот начнётся возведение стройки, но втайне надеялись, что это всё же случится. И вот настало время сдачи первого этапа магистрали.
Давние планы
Планы по строительству большой дороги, которая будет проложена через несколько районов и станет городским «дублёром» Восточного обхода Перми, были заложены властями десятки лет назад. Часть дорожных объектов, связанных с перспективным проектом, возводилась ещё в советские годы. Например, четырёхполосная ул. Лянгасова в Орджоникидзевском районе, ул. Целинная, ул. Уинская.
Однако время шло, а в приоритете у властей оставались уже существующие в городе дороги, которые тоже требовали внимания. Но, решая проблемы транспортной загруженности центральных районов, чиновники постепенно приближались к необходимости реализации проекта ТР-53. На ней буквально сошлись все новые участки дорог, построенные за последние 30 лет. Из Свердловского района в неё «упёрлась» ул. Революции со Средней дамбой и новым участком ул. Макаренко. Из Индустриального района к трассе «подтянулся» переход Стахановская — Чкалова — Старцева.
За годы ожиданий на некоторых планируемых к включению в проект земельных участках появились частные дома, кварталы коттеджей и даже микрорайоны с индивидуальным жилищным строительством. Это потребовало частичного пересмотра первоначальной задумки.
Рост ожиданий
Помимо частного сектора, на окраинах Мотовилихи началось массовое строительство многоквартирных домов. Жилые комплексы для тысяч пермяков появились на Вышке-2, в Запруде, Иве. Увеличение численности населения усугубило транспортные проблемы района. Утренние заторы и пятничные пробки стали привычными.
К моменту, когда откладывать решение вопроса стало невозможно, уже готовились проектные документации на разные этапы строительства трассы, оформлялись документы для госэкспертизы.
Как и планировалось, реализация проекта началась со строительства мостового перехода через речку Иву в микрорайоне Садовом. Его длина составляет 327 м, ещё 1,21 км — общая протяжённость новых съездов. Объект был построен в течение 2,5 года. Для возведения транспортной развязки пришлось изъять более 100 земельных участков. Подрядчиком строительства стала СК «Химспецстрой».
Только начало
В сентябре председатель совета директоров подрядной организации Алексей Чикунов сообщил о том, что движение по новому переходу откроется 18 октября, а полностью первый этап стройки будет сдан в ноябре.
По его словам, над новой дорогой пройдут два надземных пешеходных перехода. Сейчас строители заканчивают покраску конструкций Работы ведутся круглые сутки, поэтому в ночное время на объекте даже пришлось несколько раз полностью перекрывать движение.
Однако этот участок — всего лишь первый этап строительства. До сдачи всей трассы нужно будет реализовать ещё три. В рамках следующей очереди будет возведён участок от ул. Грибоедова до моста через реку Чукулайку длиной 1,7 км. Общая протяжённость трассы составит 8,3 км. Планируемый срок окончания работ — 2029 год.
Дорожная альтернатива
Параллельно власти решают вопрос с ул. Соликамской, которой жители активно пользуются, пока строится ТР-53. Проект развития улицы предполагает строительство четырёхполосной магистрали с несколькими развязками.
В конце сентября краевое министерство закупок объявило тендер на разработку документации, необходимой для изъятия объектов недвижимости в государственную собственность с целью реконструкции ул. Соликамской на участке от ул. Первомайской до площади Восстания.
Подрядчику предстоит проанализировать планировку прилегающей к месту строительства территории, определить, какие участки предстоит изъять у собственников. Кроме того, специалисты должны будут отработать со всеми владельцами варианты возмещения затрат и предложить объекты недвижимости взамен изымаемых. Начальная стоимость контракта составляет 20 млн руб. Итоги конкурса будут подведены 22 октября, а работы должны быть выполнены до 20 декабря 2025 года.
Сам проект расширения ул. Соликамской был подготовлен в прошлом году. Он разделён на четыре этапа: от площади Восстания до переулка 1-го Бойного, затем до ул. Адлеровской, потом до границы нового мостового перехода и от моста до ул. Первомайской. Общая стоимость реконструкции оценивается в 15,4 млрд руб. Планируемый срок окончания работ — 2029 год.
Со второй попытки в 2021 году региональное Управление автодорог и транспорта нашло подрядчика для проектирования реконструкции ул. Соликамской. По данным портала госзакупок, проект за 136 млн руб. закончили летом 2023 года.