Длинный рейс
В Пермь прибыли первые восемь автобусов особо большого класса
Спустя шесть лет по улицам Перми вновь начнут курсировать автобусы с удлинённым салоном, которые в народе называют гармошками. В последний раз такие машины работали на городских маршрутах в 2019 году. Время показало, что на отдельных направлениях есть острая необходимость в использовании таких автобусов, поскольку в пиковые часы многие пассажиры просто не могут добраться до нужного места на общественном транспорте, потому что он переполнен.
На минувшей неделе в Пермь прибыли первые автобусы особо большого класса Volgabus-6271G2. Эти «гармошки» будут запущены в следующем году на маршрутах с большой загруженностью. За это время они пройдут приёмку, обкатку, техническое обслуживание, в них установят дополнительное оборудование. Кроме того, будут переобучены водители для работы на таких машинах.
Новые машины
Как рассказал глава Перми Эдуард Соснин, сообщивший о поставке восьми автобусов, машины закуплены в лизинг (по договору на оказание услуг финансовой аренды) для МУП «Пермгорэлектротранс» в рамках программы обновления общественного транспорта при поддержке краевых властей. Всего до конца текущего года в столицу Прикамья прибудут 35 таких машин. Их поставщиком выступило АО «Государственная транспортная лизинговая компания». Стоимость контракта составила 1,4 млрд руб.
По данным городского департамента транспорта, автобусы модели Volgabus-6271G2 — это современные газомоторные машины особо большого класса вместимостью до 180 человек и длиной 18,5 м. Количество сидячих пассажирских мест в салоне увеличено до 38. Автобусы низкопольные, оборудованы камерами, системами климат-контроля, оповещения пассажиров, бортовым комплексом навигации и связи, стационарными валидаторами и видеопанелями.
Кузов автобуса разработан таким образом, чтобы снизить уровень вибраций в салоне. Автобусы оснащены стеклопакетами, что позволит сделать работу систем отопления зимой более эффективной и снизить уровень шума в салоне. Система освещения построена на базе LED-технологий. Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены кнопки вызова водителя, аппарель для заезда колясок, отдельное место в середине салона. Для удобства посадки и высадки автобус оснащён системой наклона кузова к остановочной платформе.
В свои первые рейсы новые автобусы-гармошки выйдут только 1 июня 2025 года. Они будут обслуживать маршруты №27 «Площадь Дружбы — микрорайон Нагорный» и №50 «Микрорайон Крохалева — микрорайон Парковый».
Всего же запустить автобусы большого класса планируется на шести автобусных маршрутах. Ожидается, что благодаря этому провозная способность на маршруте №1 увеличится на 4%, на маршруте №14 — на 14%, на маршруте №15 — на 20%, на маршруте №27 — на 6%, на маршруте №50 — на 17%, а на маршруте №53 — сразу на 35%.
Подготовка к встрече
Перед тем как определить маршруты, где существует потребность в увеличении габаритов выходящих в рейсы машин, было проведено обследование дорожных условий. Анализ дорожно-транспортной инфраструктуры был выполнен в этом году.
Тестовая поездка показала, что возможность безопасного проезда есть не на всех участках. В частности, были исследованы микрорайоны Юбилейный, Парковый, Заостровка, Садовый, Гайва и Крохалева. Заезды были также совершены на станцию Пермь II, ул. Мильчакова и площадь Дружбы.
Это позволило определить перечень маршрутов, где инфраструктура позволяет использовать такой тип автобусов. Их запуск планируется на маршрутах с наибольшим пассажиропотоком и количеством рейсов и будет возможен при заключении новых контрактов с перевозчиками.
Время перемен
В сентябре администрация Перми начала отбор перевозчиков на обслуживание автобусных маршрутов, срок контрактов на которые истекает в 2025 году. Новые соглашения будут действовать в период 2025–2030 годов. Они включают обновлённые требования к перевозчикам и используемым транспортным средствам. Требования предполагают использование машин не старше 2024 года выпуска, наличие в них тревожных кнопок, электронных маршрутоуказателей, датчиков температуры, стеклопакетов, валидаторов и пр. Для того чтобы до начала срока действия новых контрактов у перевозчиков было время для подготовки техники, все торги проводятся заблаговременно.
На данный момент отобраны перевозчики на обслуживание автобусных маршрутов №3 и 10. С 1 декабря 2025 года их будет обслуживать МУП «Пермгорэлектротранс», как и с 1 мая 2026 года автобус №36. На маршруты №2, 60 и 80 с 1 декабря 2025 года выйдет ООО «АААвто», к обслуживанию маршрутов №20, 52 и 64 с 1 декабря 2025 года приступит ООО «Компас».
Помимо этого, ООО «Сити-Бас» выиграло торги на обслуживание маршрутов №4, 40, 47 и 59. ООО «Дизель» в 2025 году приступит к обслуживанию маршрутов №77 и 78. МУП «Пермгорэлектротранс» со следующего года приступит также к обслуживанию автобусных маршрутов №27, 45, 50, 71 и 82.
При этом конкурсные процедуры на маршруты №6, 15, 17, 31, 32, 53, 66, 79, 83 и 84 были признаны несостоявшимися, поэтому они будут проведены повторно. Всего запланированы торги ещё по 19 лотам.