Пермь,
25 апреля 2024 г., четверг

Как снег на голову

С 1 февраля в Перми подорожал проезд в общественном транспорте, но многие об этом узнали в тот же день

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Трамвай2

В Перми произошло то, о чём говорили уже год, но всё равно это оказалось полной неожиданностью: проезд в автобусах и трамваях стал стоить 26 руб. вместо привычных 20 руб. Власти говорят, что эту цену можно нивелировать проездными (шесть видов) — от суточного до годового. При регулярном их использовании каждая поездка в среднем будет дешевле. Но это только в теории, на практике это всё ещё предстоит узнать.

Вся загвоздка в том, что, сколько бы ни анонсировали, сколько бы ни было статей в газетах, сюжетов по телеканалам, всё равно для большинства пермяков все нововведения оказались «как снег на голову».

Привычная картина 1 февраля: заполненный автобус, кондуктор подходит к очередному пассажиру, тот протягивает 20 руб., а в ответ: «Нужно ещё шесть…» Признаюсь, особого недовольства тем, что нужно добавлять мелочи, в первые дни февраля от пассажиров не слышал. Единственная претензия — а почему именно 26? А не округлённые 25 или 30?

Вопрос риторический, потому что для пассажира это неудобная сумма, а для властей — удобная. Во-первых, по их мнению, она максимально близка к экономически обоснованной стоимости. За последние четыре года стоимость проезда не повышалась, а инфляция — ещё как, плюс выросли в цене топливо, запчасти, зарплата водителей и кондукторов. В этой ситуации округлять до 30 руб. — банально накладно для населения, а уменьшать до 25 руб. — получится ещё больший разрыв расходов и доходов в бюджет. Поразительно, но и при тарифе 26 руб. городская казна всё равно будет нести на себе бремя транспортной отрасли — только на этот год субсидии на неё превысят 800 млн руб., а на следующие годы вообще 1 млрд руб. ежегодно!

Экономика экономикой, а реальность пока такова: стоимость повысили, но стало ли больше комфорта? Ответ очевиден — нет. Как, добираясь утром на работу, вы садились в хороший (если повезло) или плохой старый автобус, то пока так и будете на нём ездить, пусть и на 6 руб. дороже. Парадоксально, но это повышение... впрок. То есть власти обещают, что автобусный парк перевозчики будут улучшать постепенно. Например, с июля на городских маршрутах наконец-то должны пропасть все старые «пазики». Окончательно качественные автобусы должны заполонить город году так в 2024-м.

Стоит ли так долго ждать? Власти говорят, что да, потому что по-другому никак. То же самое и с новым «бонусом» в виде проездных для нельготников. Если спросить обычного пассажира, где их продают, то вряд ли каждый второй ответит правильно. На самом деле они продаются в офисах Почтобанка, в «Центральных кассах» и в супермаркетах «Семья». Но, например, во всех ли «Семьях» они есть? Официально — да, а неофициально?

Те, кто уже узнал точки продаж, в первые дни заполонили офисы банка. Временами очереди доходили и до 50 человек. Это нехорошо, но весь вопрос: как быстро всё «устаканится»? Пермяк переживёт всё и адаптируется ко всему. Осадочек, пожалуй, в том, что между датой решения о повышении стоимости проезда (28 января) и её фактическим повышением (1 февраля) прошло всего три дня. За это время, конечно же, мало кто успел узнать о грядущих изменениях.

Другая горькая пилюля в том, что в сфере общественного транспорта Перми произошли два мощных удара подряд. Считайте, 27 января отменили движение электричек по Горнозаводской ветке вдоль Камы (приказ об этом минтранс озвучил лишь накануне, 26 января), тут же спустя пять дней повышают стоимость проезда в автобусах и трамваях.

Уже стала анекдотом ситуация, в которой не приходится завидовать жителю Орджоникидзевского района: «Пришёл в понедельник, 27 января, на электричку, а её нет. Разозлился, успокоился и спустя пять дней пришёл на автобусную остановку. Теперь тебе уже не хватает шести рублей». Смешно, но не очень. Всё-таки хотелось бы, чтобы таких шуток было поменьше, а времени на подготовку — побольше.

Первые две недели после всех изменений — самые сложные. Накладок — хоть отбавляй. То не в каждом автобусе принимают оплату банковскими картами (должны принимать 70% маршрутов, но не везде «работает»), то не считываются средства с уже купленных новых проездных. Да и с теми же электричками не всё обстоит так гладко. С момента их отмены власти решили перевозить пассажиров от станции Пермь I на микроавтобусах. Вроде бы всё просчитали, но как минимум крупная накладочка всё-таки произошла: первая утренняя электричка опоздала, на станцию фактически прибыли две подряд. Предназначенные для «эвакуации» пассажиров 20 с лишним автобусов массово вывезли пассажиров первой, а на вторую их просто не хватило. Многим пришлось ждать новую порцию общественного транспорта или своим ходом искать ближайшие остановки. Вот без таких ситуаций всё прошло бы куда более гладко. Но ничего, мы, пермяки, выдержим, авось всё скоро наладится.

Да, и вот что, друзья, не удивляйтесь, если в следующем, 2021 году проезд опять чуть-чуть подорожает... До ближайшей круглой цифры.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть