Пермь,
25 апреля 2024 г., четверг

«Зулейха открывает глаза»

Пермяки увидели громкую постановку уфимского театра

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Зулейха

Пермские театралы не упустили возможности познакомиться со спектаклем по бестселлеру Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Постановку представил Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури.

Знаменитая постановка театра из Уфы в минувшем году получила шесть номинаций на премию «Золотая маска». Интерес подогревал беспрецедентный успех и самого романа, который получил признание как читательской аудитории, так и критиков. Гузель Яхина удостоилась престижных премий «Большая книга» и «Ясная поляна», книгу перевели на более чем 20 языков.

В центре повествования — зима 1930 года. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Крестьяне и ленинградские интеллигенты, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, башкиры, татары, грузины, немцы, чуваши — все они встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая своё право на жизнь...

Режиссёр спектакля Айрат Абушахманов не раз говорил о том, что роман написан по законам кино и поэтому иллюстрировать книгу он не будет. Сценарий, по которому поставлена драма, написала Ярослава Пулинович, сохранившая суть романа и сделавшая акцент на ключевых моментах. Тех, что можно передать театральными средствами.

В этом спектакле внимания заслуживает каждый персонаж, потому что тут каждый — личность, которая не останавливается в своём развитии, и наблюдать этот процесс увлекательно. Актёры не изображают, а превращаются в своих героев. Во время действия они сходят со сцены и ведут диалоги рядом с публикой. Всё начинается сразу из зала: Зулейха в потрясающем исполнении Ильгизы Гильмановой появляется среди зрителей и рассказывает суфийскую легенду о царе птиц — Шах-птице. 

Со сцены в зал ведут мостки, которые то становятся частью пола лагерного клуба, то, в перевёрнутом виде, оказываются живописными полотнами. В сцене приёмки наглядной агитации над головами зрителей, на потолке, появляются световые рисунки. Тусклый свет лампочек под металлическими «тарелками», подсвеченные сзади фигуры часовых с винтовками, собачий лай — всё это рождает атмосферу безысходности и отчаяния. Погружение в ситуацию достигается полное. Само действие идёт очень плотно, на различных планах и в разных плоскостях, причём параллельно: что-то происходит прямо перед зрителем, что-то — в глубине сцены. Всё важно — ты начинаешь чувствовать важность происходящего буквально сразу.

В Перми спектакль был показан на сцене Театра-Театра.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

культура / гастроли / Театр-Театр