Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

Реформа без остановок

Реалии пермской транспортной революции

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
транспорт 02

Реформа транспорта в Перми идёт вовсю! Тариф на проезд повышен, проездные возвращены в новом виде, перевозчики закупают новые автобусы, но со всем остальным — просто беда. Остановки не изменились, и пассажирам приходится, как в профессиональном спорте, занимать более выгодные позиции, чтобы без проблем попасть в те же автобусы, особенно если на остановочный пункт их приходит сразу несколько единиц.

С комфортом придётся подождать

Начиная с прошлого года ситуация в общественном транспорте находится под знаком реформ. Сначала ввели маршрутную сеть, которая «порезала» часть длинных маршрутов, затем частично возродили муниципальный автопарк с красивыми новыми красно-белыми автобусами и возможностью бесплатной пересадки. Главное событие уже этого года — повышение стоимости проезда с 20 руб. до 26 руб., но с широкой системой скидок, которые дают транспортные карты (они же проездные) и банковские карты (оплачивать ими проезд можно пока на 70% маршрутов).

Если очереди, которые наблюдались в первые дни февраля у пунктов выдачи транспортных карт, уже значительно поредели (большинству пассажиров удалось адаптироваться к нововведениям), то с транспортной инфраструктурой всё обстоит значительно хуже. Точнее, никак. Она не изменилась! При этом главной идеологической парадигмой всех изменений служит именно повышение качества.

Городские власти фактически ввели все новинки впрок, то есть повысили стоимость проезда и внедрили с десяток разных видов льготных и нельготных транспортных услуг заранее, а повышение качества оставили на потом. Точные даты повышения комфорта известны лишь частично и могут ещё неоднократно измениться.

Так, с 1 апреля этого года должны начать действовать новые контракты на части автобусных маршрутов. Это означает, что на них уже не должно быть старых «пазиков», а срок службы самых старых автобусов не должен превышать 12 лет.

Но главная проблема кроется в том, что до сих пор неизвестно, какие это маршруты: планировавшиеся заявки на первые аукционы перенесены на неизвестный период времени. Не до конца определена и доля новых автобусов по каждому маршруту. В данном случае новые — это не значит, что автобус только сошёл с заводского конвейера, — новыми власти считают и те автобусы, которым уже год-два. По идее, их должно быть 30% на маршруте.

На недавней встрече представителей городской власти с перевозчиками, состоявшейся 11 февраля в Торгово-промышленной палате, опять всё переиграли. Теперь 30% — это доля всех автобусов в городе, то есть на каком-то маршруте их может быть немного, а на каком-то — больше. И опять же совсем не понятно, что это за маршруты.

Перевозчики, в свою очередь, обязаны постепенно обновлять свои автопарки. Власти отмечают, что с 1 января 2021 года по улицам города не должны будут ездить автобусы старше 10 лет. При этом если какой-то автобус уже «на грани» этого возраста, то перевозчик обязан заменить его новым, а не условным девятилетним.

А что с остановками?

Перевозчики при этом парируют: раз мы идём на обновление автопарка, то что, в свою очередь, будут предпринимать власти? Автобусы — это только часть повышения уровня комфортности всей инфраструктуры общественного транспорта. Есть ещё и остановки, которые уж точно являются проблемой мэрии и никого другого.

При этом власти вводят целую систему штрафов для перевозчиков. Безусловно, они необходимы. Перевозчики считают, что часть штрафов можно будет на них «навешивать» субъективно. Например, автобус отстаёт от расписания. Это может быть вина водителя, а может быть и какая-то дорожная проблема, включая ДТП. Водитель хотел бы приехать минута в минуту, но из-за этого опаздывает. Получите штраф!

Другая потенциальная проблема — остановочные комплексы. По правилам водитель должен осуществлять посадку и высадку пассажиров строго на остановочных комплексах. Но в Перми есть немало остановок, которые берут на себя множество маршрутов. При одновременном подъезде автобусы физически не влезают в их пределы. Что делать? Высаживать до формальной остановки? Получите штраф!

«В новых контрактах предусмотрены штрафы за нарушение правил посадки и высадки пассажиров. При этом мы понимаем, что в половине случаев не можем нормально их выполнять, потому что есть места, где нет возможности подъехать к остановочному пункту, нет разворотных колец, площадок для отстоя транспорта. Всё это станет раздольем для контролирующей службы — выходи и выписывай штрафы, мы сделать с этим ничего не сможем», — рассуждает перевозчик Николай Белоусов.

«Мы стоим в пробках, не везде можем проехать, и даже возможность припарковаться на остановочном пункте есть не всегда. Из-за этого почти каждый перевозчик примерно на 60% не выполняет план по загрузке и выгрузке пассажиров, заключение контрактов ничего не изменит», — считает учредитель ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов.

«Модернизированы ли эти остановки для того, чтобы принимать больше автобусов там, где есть наибольшая их концентрация?» — задаётся риторическим вопросом перевозчик Николай Белоусов.

В качестве примеров предприниматели привели несколько остановок. Среди них — «Площадь Восстания».

«Где здесь будет организована посадка и высадка пассажиров и место для отстоя автобусов? Где им разворачиваться?» — интересуется Эдуард Мирзамухаметов.

По его мнению, за последние три года только в Орджоникидзевском районе не отремонтирован ни один остановочный пункт.

«Зачем покупать новый автобус за 10 млн руб., если невозможно нормально высадить пассажиров?» — продолжает задавать риторические вопросы перевозчик.

На защиту городских властей встаёт вице-спикер Пермской гордумы Анатолий Грибанов. По его мнению, маршрутная сеть долго обсуждалась, одни пожелания учли, другие нет.

«Хотели как лучше, получилось, может быть (тут шёпотом перевозчики добавили «как всегда»)... не так удобно, как рассчитывали. Нас убедили, что с точки зрения экономии маршрутную сеть нужно «порезать», чтобы были транспортно-пересадочные узлы. Программа модернизации остановок и приведения в нормативное состояние есть, деньги в бюджете заложены. Очерёдность работ мы обсуждаем с департаментом транспорта», — говорит городской парламентарий.

Перевозчики добавили, что при проектировании «карманов» для заезда к остановкам нужно соблюдать нормативы, иначе «деньги будут выброшены на ветер». По словам начальника департамента транспорта Анатолия Путина, перед строительством «карманов» всегда готовится проект. Перевозчики тут же задали вопрос с подвохом: «Кто проектировал остановку «Цирк»? Она была реконструирована осенью прошлого года». Дело в том, что там остановка фактически находится в одном месте, а остановочный комплекс — в другом. Путин объяснил это тем, что сделали её осенью, но проект-то аж 2009 года.

«Цирк уехал!» — грустно шутят перевозчики.

Шутки шутками, а проблема остаётся, да ещё какая! Ещё в мае 2019 года власти заявили, что до 2023 года планируется построить 30 новых остановочных пунктов и установить 70 новых остановочных павильонов, в том числе вмещающих 100 человек. На эти цели выделили чуть больше 68 млн руб. (это стоимость восьми новых автобусов. — Ред.).

Осенью прошлого года в Перми во многих местах поставили новые остановочные комплексы. Да, часть из них очень длинные. Только есть одно «но» — на протяжении нескольких месяцев там не было крыши! В прямом смысле! Точнее, каркас крыши был, но никакого покрытия сверху не было. Только этой зимой на них стали устанавливать стеклянные покрытия. Анонсировалось, что из бюджета выделят ещё 12 млн руб. на ремонт 114 остановок и обустройство восьми разворотных колец для автобусов.

На это перевозчики только улыбаются: «Сколько разворотных колец вообще было реконструировано или сделано за последнее десятилетие?» Вопрос так и остался без ответа.

За власти взялся ответить перевозчик Александр Стерлягов: «Насколько я помню, было реконструировано всего одно кольцо — в микрорайоне Владимирском. И то с нарушением норм». Вот с таким грузом Пермь и входит в транспортную реформу.

Кстати, не лучше обстоят дела и с остановочными трамвайными комплексами. На подавляющем большинстве из них уровень платформы находится значительно ниже уровня пола даже самых современных образцов. Может быть, Пермь ещё так и не доросла до всевозможных ультрасовременных транспортных «зверят»?

Что нового уже есть?

Пока все гадают, когда повысится качество транспортной отрасли и повысится ли вообще, нельзя не напомнить, что же всё-таки удалось внедрить за последние месяцы. Безусловно, это транспортные карты. Если уж специалисты не могут «без шпаргалок» сразу сказать, сколько их видов и сколько они стоят, то что говорить о пассажирах.

Итак, ввели шесть видов проездных для нельготных категорий пассажиров. Самый дешёвый — проездной на сутки. Он обойдётся в 130 руб. Проездной на месяц рассчитан на 60 поездок и стоит 1404 руб. (получается, что одна поездка обойдётся в 23,4 руб.). Вводится и другой месячный проездной — на неограниченное число поездок, его стоимость — 2232 руб. Появился и квартальный проездной — на три месяца. Он тоже безлимитный и стоит 6302 руб. Безлимитный на год — самый дорогой — 18 907 руб. Наконец, добавляется возможность просто купить карточку за 50 руб. и самостоятельно пополнять её. В этом случае цена любой поездки будет фиксированной — 24 руб.

Подвох состоит в том, что пассажир реально будет «чувствовать» скидки только при регулярных поездках, приблизительно не менее пяти в сутки. В противном случае, например, если ездишь пару раз и то не каждый день, транспортные карты не будут давать никаких преимуществ.

Для льготных категорий пассажиров предусматривается по три вида проездных. Для учащихся и пенсионеров доступны проездные на 30 и 60 поездок. Кроме того, появился безлимитный проездной для студентов и школьников, а для пенсионеров — на 90 поездок. Проездной на 30 поездок в месяц для всех льготников обойдётся в 536 руб., на 60 поездок — 936 руб., на 90 поездок для пенсионеров — 1170 руб., безлимит на месяц для студентов и школьников — 1313 руб.

Приобрести проездные можно в 37 отделениях Почтобанка и 110 газетных киосках города. Правда, в последнем случае вы сможете купить лишь саму транспортную карту, а стоит она 50 руб. Пополнять же её придётся либо в мобильном приложении Сбербанка, либо в его офисах, а также отделениях Почтобанка.

Тарифное меню подразумевает ещё одно относительное нововведение — возможность оплачивать проезд банковской картой. Тогда поездка обойдётся в 24 руб. Такой вид оплаты с 1 февраля принимают (по крайней мере, должны это делать) кондукторы 70% маршрутов.

Оплатить проезд банковской картой можно на всех трамвайных маршрутах и 19 автобусных: №№2, 3, 7, 9, 11, 18, 22, 23, 30, 34, 36, 48, 49, 50, 51, 60, 62, 80 и 88.

Власти утверждают, что полностью во всех автобусах банковские карты будут принимать с 15 июля этого года.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть