Пермь,
26 апреля 2024 г., пятница

Душа поёт, а сердце плачет

Почему пермяки стали меньше ходить в караоке

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
караоке

По данным 2gis.ru, на начало февраля 2020 года в Перми возможность попеть под караоке есть в 29 заведениях. Из них только 18 являются полноценными караоке-клубами, где спеть под любимую мелодию является главным предложением для посетителя.

Остальные 11 заведений — это рестораны, киноклубы, сауны и развлекательные комплексы. Причём эксперты считают, что этого количества для Перми достаточно, так как из-за тотального роста цен без повышения доходов населения люди предпочитают сидеть дома и петь под YouTube. Те, кто ходил в караоке ради аплодисментов, продолжают посещать клубные вечеринки, но стали делать это значительно реже. При этом «певцы» и их поклонники теперь предпочитают экономить на еде и напитках.

С чего начинается песня

Караоке на площадках ресторанов и кафе в Перми появилось ещё в конце 1990-х. По словам ресторатора Александра Гасенегера, огромное количество шашлычных и ларьков выставляли «пузатый» телевизор и предлагали людям петь в обеденном зале или прямо на улице.

Первые полноценные караоке-клубы с профессиональной установкой в Перми появились в начале 2000-х годов — Karaoke-Room на ул. Героев Хасана, 7а и Karaoke-Hall на ул. Газеты «Звезда», 5. Люди там пели не вставая из-за столов либо на танцплощадке. Karaoke-Room и Karaoke-Hall были единственными профессиональными заведениями в городе примерно до 2009 года. Именно в это время открылись первые караоке-клубы со сценой.

С каждым годом их количество в Перми неуклонно возрастало. К 2014—2015 годам уже насчитывалось 15 «раскрученных» клубов, не считая «кафешек на районе» с ультрадемократичными ценами. После 2015 года наметилась отрицательная динамика, оставшиеся «в живых» караоке-клубы стали экономить, например, на шоу-программах.

По словам одного из постоянных клиентов, пять лет назад различные шоу и концерты были регулярными и проводились чуть ли не каждую неделю. Сейчас же их проводят только от случая к случаю — на праздник или в годовщину заведения. Как заявил директор клуба «Karaoke Box Кабаре» Осман Мохамед Али, если у населения денег нет, то хоть наизнанку вывернись или воскреси Майкла Джексона, но финансовый вопрос это решить не поможет.

Что будем петь

Большинство пермских караоке-клубов создавались по кальке американских собратьев по бизнесу. Они представляют собой большой общий зал с несколькими столиками, где микрофон передаётся по очереди. По словам экспертов, люди приходят туда в основном за вниманием к своей персоне. Другими словами, если есть проблемы дома или на работе, человек чувствует свою незначительность, а вот публичное выступление и аплодисменты позволяют ему гордиться собой.

В 2012 году в Перми открылся «Karaoke Box Кабаре» — первый из двух караоке-клубов «для стеснительных», сделавший ставку на традицию японских нари-банов. Помимо общего зала он имел четыре отдельные звуконепроницаемые кабинки для компаний. Его директор Осман Мохамед Али пояснил, что его клиентам не нужна публика — они хотят петь для себя, и петь очень много. Кроме того, отдельные кабинки позволяют заниматься пением людям, имеющим страх публичных выступлений, или тем, кто поёт не очень хорошо.

«Не у всех есть вокальные данные, но людям иногда хочется петь или просто поорать. Караоке можно сравнить со спортзалом, где есть возможность выплеснуть энергию, весело провести время и уйти со спокойной душой», — отмечает Осман Мохамед Али.

Сотрудники пермских караоке-клубов говорят, что к ним ходят все слои населения — начиная от самых обычных до невероятно богатых людей. Также караоке посещают люди совершенно разного возраста. Если в заведении нет запрета на вход несовершеннолетним, то там проводят детские праздники с соответствующей тематикой песен. Музыкальные вкусы посетителей клубов также разноплановые — от детских песен до оперных арий. С учётом того, что сейчас некоторые караоке-клубы в своём заведении запрещают петь шансон, на первый план выходит попса.

А что с ценами?

Ресторатор Александр Гасенегер рассказывает, что с караоке связаны две поговорки: «Когда русскому человеку хорошо, он хочет петь, а когда ему плохо — он хочет петь ещё больше» и «Без бокала нет вокала».

В целом караоке-клуб — это заведение общего питания, где гости развлекают сами себя, а заодно тратят деньги на бар, еду и кальян. Последнее и составляет основную выручку.

«Очень часто бывают моменты, когда люди приходят и заказывают лишь чай. Это характерно для представителей караоке-тусовки, которые хорошо поют и не берут алкоголь и еду, чтобы не портить голос. Поэтому есть негласное решение всех игроков караоке-индустрии — депозитарный вход. Если депозит одного столика 3 тыс. руб., а люди потратили всего 1 тыс., то 2 тыс. им не возвращают. Это несколько облегчает жизнь караоке-заведениям», — делится «кухней» Александр Гасенегер.

По словам постоянного клиента караоке-клубов, самые демократичные караоке стараются не устанавливать очень высокие цены на алкоголь. Исходя из этого, стоимость спиртного возрастает лишь вдвое, в среднем по заведению — максимум тройная. Однако при этом есть клубы, которые умудряются делать и пятикратную накрутку.

«Они ориентируются на свою наработанную клиентуру. Высокая цена — это тоже некий отсев, так как иногда «позолоченной» публике не хочется наблюдать рядом людей не своего круга. Заведения на них ориентируются и делают высокие цены», — в приватной беседе сообщил наш источник.

Все эксперты караоке-индустрии в один голос отмечают, что с каждым годом содержать караоке становится всё сложнее. На это сильно влияет инфляция без роста доходов населения — люди стали реже ходить в караоке и меньше заказывать еды и напитков. По словам директора «Karaoke Box Кабаре», в 2012—2013 годах человек со средним достатком мог себе позволить посещать кафе минимум два раза в неделю, сейчас он приходит в лучшем случае раз в две недели. Шесть лет назад средний размер чека составлял 1,5 тыс. руб., сейчас — около 500—600 руб.

«У народа больше денег точно не становится, а цены растут, многие начинают экономить на развлечениях. Если заказать домой пиццу или сварить пельмени, открыть ноутбук, включить YouTube и набрать там «рюмка водки на столе караоке», получится дешевле в несколько раз. Раньше этой возможности не было. Но это всё-таки частные случаи. Люди, желающие выступать на сцене и получать аплодисменты под светомузыку, будут всегда. В пятницу и субботу в раскрученных караоке-барах свободных мест вы точно не найдёте», — говорит Александр Гасенегер.

Есть ли будущее

Осман Мохамед Али считает, что караоке-клубы стали закрываться в том числе из-за сильного давления на бизнес со стороны государства. В результате даже игроки, которые работали на рынке более 10 лет, после изменений законодательства были вынуждены из-за больших убытков уходить и бросать свою профессию. Во многом влияние на бизнес оказывает даже повышение НДС. Возрастают цены у поставщиков — рестораторам приходится уменьшать свою прибыль, чтобы оставить приемлемые для гостей цены. В результате доходность караоке-клуба с каждым годом падает на 15—30%.

Наш эксперт отмечает, что средняя «продолжительность жизни» караоке составляет всего два-три года, а потом они прогорают, если у хозяев нет возможности держать караоке на плаву за счёт денег от другого бизнеса. Сейчас в бизнесе караоке остались только те, кто имеет хорошую финансовую подушку, успел вовремя и правильно переформатироваться или открыл заведение в правильной локации. При этом нынешнего количества караоке для миллионного города вполне достаточно, так как спрос на эту услугу снизился.

Хотя будущее у караоке есть, но только у тех организаторов такого досуга, которые предоставляют качественные звук и обслуживание. Александр Гасенегер уверен, что для выживания караоке-клубу нужно быть уникальным.

«Если раньше было достаточно поставить столики, установить профессиональное оборудование, предложить посетителям еду и напитки, то сейчас этого недостаточно. Внутри караоке-индустрии есть определённая конкуренция, караоке-клубы ищут свой уникальный формат, на который придёт гость. При этом никто не знает, какой формат будет правильным и выигрышным», — отмечает он.

Среди владельцев караоке-клубов позитива значительно меньше. По мнению Османа Мохамеда Али, если тенденция сильного ухудшения положения общепита, связанная с экономическим кризисом и политическими решениями, сохранится, то это приведёт к гибели караоке-индустрии.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть

 Быстрый поиск

обзор / общество / развлечения