Пермь,
16 апреля 2024 г., вторник

Будущее не за горами

Пермь познакомили с революционными достижениями искусственного разума

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
робот

В технопарке Morion Digital на прошлой неделе, 20 февраля, состоялась вторая научно-популярная конференция Promobot Talks. На этот раз её основной темой стали достижения современной робототехники. Мероприятие вызвало небывалый интерес среди горожан, пожелавших заглянуть в самое недалёкое будущее. С новейшими разработками их познакомили представители компаний — производителей роботов, конструкторы и деятели науки.

Пермь стала местом проведения конференции совершенно не случайно. В столице Прикамья базируется компания Promobot — крупнейший производитель автономных человекоподобных роботов на территории Северной и Восточной Европы. Роботов пермской разработки можно найти в 37 странах мира. Они заселяют гостей в отели, проводят экскурсии в музеях, продают сим-карты. Один из роботов в феврале присоединился к борьбе с китайским коронавирусом: он опрашивает прохожих об их самочувствии на Таймс-сквер и в Брайант-парке в Нью-Йорке.

Встречу в Перми открыл специальный гость из Чехии Славой Мусилек, топ-менеджер филиала в Центральной и Восточной Европе крупнейшего в мире производителя коллаборативных роботов Universal Robots. Он рассказал о различиях промышленных и коллаборативных роботов и взаимодействии робота и человека.

«Потребность в роботах увеличивается со всех сторон. Изменяются запросы рынка, механизируются отрасли производства, меняется рабочая среда. Однако внедрение так называемых коллаборативных роботов не означает, что человечество будет непрерывно терять свои рабочие места. Это не промышленные роботы, которые могут причинить человеку вред или рассчитаны на автономное от человека использование. Наоборот, сотрудничество человека и коллаборативного робота — ключ к повышению эффективности производства и появлению новых рабочих специальностей», — отметил гость из Чехии.

Мне бы в небо

Роботы могут заменить человека не только на производстве. Их призвание состоит и в том, чтобы работать в небезопасных для человека сферах. В их число сегодня входит и космос.

«Все мы знаем, что космос — место, небезопасное для человека. Космонавты имеют ряд ограничений и преград для постоянного исследования внешнего пространства. Для этого им приходится использовать скафандр, работать в невесомости, среде с повышенным уровнем радиации и экстремальными температурами. Наши исследования показали, что 90% действий человека в космосе могут быть автоматизированы. Как проверить, может ли в этих условиях работать человек? В этих целях можно и нужно использовать антропоморфного робота», — подчёркивает Евгений Дудоров, исполнительный директор НПО «Андроидная техника» и один из создателей Skybot F-850 — первого в России человекообразного робота Фёдора.

В августе 2019 года Фёдор побывал в космосе, где успешно совершил стыковку с МКС и вернулся обратно спустя несколько недель.

По словам спикера, в компании уже существуют амбициозные планы по покорению ближайших к Земле небесных тел. К 2031 году в качестве стартовой точки для дальнейшего исследования космоса планируется использовать Луну.

Евгений Дудоров, исполнительный директор НПО «Андроидная техника»:

— Луна — стратегически важный природный спутник Земли, богатый ресурсами, где не может постоянно находиться космонавт. Обосноваться на Луне и добывать ресурсы, сделать её стартовой площадкой для исследования ближайших космических тел — это сейчас выглядит наиболее удобным вариантом, которого можно достичь с помощью роботов. Для создания лунной инфраструктуры космонавту не потребуется прилетать туда с лопатой или киркой — это должны делать роботы. Какие? Покажут дальнейшие исследования.

робот1

Современная робототехника — это не только робот-космонавт Фёдор, подчёркивает Дудоров. Робототехника совершила настолько большой шаг вперёд, что сейчас роботы могут работать почти везде — в медицине, шоу-бизнесе, гостиничном и ресторанном сервисах.

Такие, как мы

Интересное видение столь недалёкого будущего предложил промышленный дизайнер, руководитель проекта создания человекоподобного робота-компаньона RoboС Андрей Васьков. Конструктор отметил, что в современности важно создавать не просто человекоподобных роботов, в своём облике они должны полностью копировать поведение и внешний вид человека.

«Человек создаёт под себя всю окружающую среду. Совершенно логично создать такого же универсального робота, как и современный человек. Он должен и может сосуществовать, работать с нами бок о бок. Человек не должен понимать, что перед ним робот. Необходимо вести с ним диалог на равных, не думая, что перед тобой машина, избавиться от предрассудков. Человекоподобные роботы более приспособлены для того, чтобы заменить нас в повседневных делах, так как могут полностью имитировать поведение человека — от действий и поз до мимики», — говорит Андрей Васьков.

С занятной информацией ознакомила Ольга Ганина — социолог из ПНИПУ, эксперт первого в России полевого исследования взаимодействия людей и роботов. Оно состоялось в реальной среде — в центре «Мои документы» (МФЦ). Робот помогал клиентам в оформлении паспорта и других документов, записывал в электронную очередь. Участники исследования получали паспорт четырьмя способами. Первые два — «чистые» сценарии коммуникации, где человек получал паспорт у человека и робота. В основу двух других легли гибридные системы: человек, который взаимодействует в рамках диалоговой системы робота («роботизированный человек»), и робот Promobot V4, дистанционно управляемый человеком. Клиенты не знали, в каком случае роботом управляли, а где живой сотрудник действовал по установке машины.

«Мы сумели подтвердить исходную гипотезу: у людей есть предрасположенность к взаимодействию с роботами и оценке их действий. Она зависит от возраста человека, его культурного «бэкграунда» и наличия опыта взаимодействия с ними. Причём для человека интерфейс взаимодействия важнее стиля коммуникации. При получении услуг людям не важно, как говорит собеседник, но важно, как он выглядит», — поясняет эксперт.

Из четырёх сценариев коммуникации «роботизированный человек» получил наибольшее число положительных отзывов среди клиентов МФЦ. Чаще всего в общении сотрудника, работающего по скрипту робота, опрошенные отмечали вежливость, качество обслуживания, доброжелательность и спокойствие. Три из четырёх участников готовы получать услуги у роботов. Большинство участников до 30 лет положительно оценили коммуникацию с искусственным разумом. Также робота оценили и те, кто активнее пользуется новыми технологиями в быту и интересуется роботами в целом. Однако самые «продвинутые» и погружённые в тему роботизации клиенты дают более низкие оценки коммуникации. Эксперты предполагают, что у них больше ожиданий и требований в отношении роботов.

Современные технологии делают всё для того, чтобы роботы сегодня становились частью нашей жизни. Этот постулат подтвердили многочисленные встречи на площадках состоявшейся в Перми конференции. Организаторы Promobot Talks намекают, что это не последнее научно-популярное мероприятие, посвящённое робототехнике. Пермяки вправе ожидать продолжения беседы, которая не только сможет познакомить с новейшими инновационными разработками, но и позволит хоть одним глазком заглянуть в столь осязаемое будущее.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть