Пермь,
29 марта 2024 г., пятница

Кибермошенники не дремлют

Их не останавливает даже режим самоизоляции

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
банкомат

Списание денег со счёта без ведома владельца, кража паролей и ПИН-кодов, лёгкий заработок в интернете и вклады под невероятные проценты, онлайн-казино — всё это виды финансового мошенничества. Их не останавливают ни карантин, ни режим самоизоляции, напоминают специалисты ГУ МВД Прикамья.

Преступники будут спекулировать на ваших чувствах, обещать золотые горы, маскироваться под сотрудников банков или государственные организации, чтобы выманить деньги. Как распознать мошенника и что делать, если им всё-таки удалось вас обмануть?

Стать жертвой преступников может каждый, и не важно, использует он банковскую карту или предпочитает рассчитываться наличными. Мошенники умеют выманивать деньги онлайн, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах. Как они это делают?

Мошенничество с банковскими картами

Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать её номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV (номер CVC или CVV — три цифры, расположенные на поле для подписи владельца карты или рядом с ним). Злоумышленники могут установить скиммер на банкомат (специальное устройство, которое накладывают на приёмник карты в банкомате) и видеокамеру над клавиатурой.

Достаточно один раз воспользоваться таким банкоматом и не прикрыть рукой клавиатуру в момент набора ПИН-кода — и ваши деньги могут снять, перевести на несколько счетов и обналичить. Украсть данные вашей карты могут даже в кафе или магазине. Злоумышленником может оказаться продавец, который получит доступ к вашей карте хотя бы на пять секунд. Сфотографировав вашу карту, он сможет воспользоваться ею для расчётов в интернете.

Как не попасться

Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприёмнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.

  • Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчётов картой в кафе.
  • Подключите мобильный банк и СМС-уведомления.
  • Если совершаете покупки через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по СМС.
  • Старайтесь никогда не терять из виду вашу карту.
  • Меня обокрали. Что делать?

  • Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
  • Запросите выписку по счёту и напишите заявление о несогласии с операцией.
  • Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте обращение в полицию.
  • Кибермошенничество

    Допустим, вы всегда снимаете деньги только в кассе банка, а картой и вовсе не рассчитываетесь. Вы чувствуете себя в безопасности. Вдруг вам приходит СМС или письмо якобы от банка со ссылкой, просьбой перезвонить по неизвестному номеру или с уведомлением о неожиданном крупном выигрыше. Или звонят от имени банка и просят сообщить личные данные, ПИН-код от карты или номер СМС-подтверждения. Или пишут в социальных сетях от имени родственников или друзей, которые внезапно попали в беду (угодили в полицию, сбила машина, украли сумку) и просят перевести энную сумму денег на неизвестный счёт. В 99,9% случаев вы имеете дело с мошенниками. За ссылками, скорее всего, таятся вирусы, на другом конце провода — специалисты по обману, которые всеми правдами и неправдами хотят выманить необходимые им данные, а по ту сторону экрана — злоумышленники, которые играют на ваших желаниях, чувствах и заботе о близких.

    Как не попасться

  • Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надёжной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.
  • Если вам приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонит якобы растяпа, который по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС — не от вашего банка, а звонил вам злоумышленник. Проверьте состояние вашего счёта, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.
  • Если вам приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздаётся звонок опять же от «рассеянного» человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счёта деньги или подписать вас на ненужный платный сервис.
  • Никому не сообщайте персональные данные, а уж тем более пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам.
  • Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне.
  • Проверяйте информацию. Если вам говорят, будто вы что-то выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты.
  • Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую.
  • Установите на компьютер антивирус — и себе, и родственникам.
  • Объясните пожилым родственникам и подросткам эти простые правила.
  • Меня обманули. Что делать?

  • Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
  • Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства.

  • Поделиться
    Отправить
    Вотсапнуть