Пермь,
20 апреля 2024 г., суббота

Бдительность — оружие против мошенников

Пермяков призывают с большим вниманием относиться к своей финансовой безопасности

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Мошенники

Правоохранители, специалисты по банковской безопасности в последнее время отмечают значительную активизацию мошенников, использующих телефоны для похищения средств с банковских счетов горожан.

«Инженеры» душ

По информации отдела безопасности Уральского управления Центробанка РФ, со счетов россиян в 2019 году банковские мошенники похитили более 6 млрд руб. При этом только 14% похищенных денег удаётся вернуть людям. Основной объём средств уходит на зарубежные банковские счета, вернуть их практически невозможно. Call-центры, откуда звонят лжепредставители банка, также находятся за рубежом.

«Основная масса хищений денежных средств происходит после общения владельца банковской карты по телефону с неким сотрудником службы безопасности. Человек добровольно сообщает необходимые мошенникам сведения», — поясняют сотрудники ГУ МВД России по Пермскому краю.

По итогам 2019 года, в регионе на более чем 50% увеличилось количество зарегистрированных преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: компьютера, интернета, телефона. Из 6431 преступления каждое второе совершено с использованием социальной инженерии. Её приёмы включают в себя методы и технологии, позволяющие преступникам получить конфиденциальную информацию от самих потерпевших. Полученная информация затем используется для хищения денежных средств с банковских карт. Потерпевшими по таким уголовным делам являются клиенты банков. В сравнении с 2018-м в прошлом году таких преступлений зарегистрировано почти в четыре раза больше (рост с 786 до 3098).

При совершении преступления с использованием социальной инженерии преступники применяют приёмы, которые вызывают у людей доверие:

— звонок потенциальной жертве поступает с номера телефона, начинающегося с 495 (код Москвы);

— к потерпевшему обращаются по имени и отчеству;

— представляются сотрудниками службы безопасности банков;

— сообщают об угрозе хищения денежных средств с карты;

— предлагают помощь в сохранении денежных средств.

Портрет потерпевшего — гражданин от 14 лет и старше, имеющий карту в любом банке. Неверно считать, что на удочку мошенников попадаются одни только пенсионеры. Специалисты говорят, что участились случаи, когда жертвами мошенничества вновь становятся одни и те же люди.

Разбираем уловки

Методы отъёма денег совершенствуются с каждым днём. Мошенники научились подделывать номера горячих линий кредитных организаций и всё чаще маскируют свой номер под официальные номера банков.

Вот достаточно распространённая ситуация. Звонят с номера банка и просят предоставить конфиденциальные данные. Что делать? Для начала проверьте, точно ли это сотрудник банка. Попросите звонящего представиться — назвать свои имя, отчество и фамилию, название подразделения — и скажите, что перезвоните позже. Обязательно прервите звонок и положите трубку. Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Перезвоните по официальному номеру горячей линии банка (который есть на сайте или на обратной стороне банковской карты) и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. Наберите номер банка вручную.

Точно так же следует поступить, если вы получили СМС-сообщение, письмо на электронную почту или любое другое уведомление от имени банка.

Алексей Моночков, управляющий отделением Пермь Уральского ГУ Банка России:

 — Сегодня отмечается резкое увеличение количества случаев телефонного мошенничества со звонками якобы из коммерческих банков, всё больше людей теряют свои деньги. Мошенники используют специальное программное обеспечение и цифровую телефонию, которые помогают скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей, и с помощью фишинга. Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы общаться точно с его сотрудником, а не с преступником.

Чаще всего мошенники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживлённого call-центра. Всё это помогает им войти в доверие к клиенту банка и сделать так, что он потеряет бдительность.

При этом они требуют немедленного ответа, торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Эти действия являются явным признаком мошенничества. Мошенники говорят, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму и, чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут мошенникам.

Если преступникам удаётся узнать нужную им информацию, они получают доступ к счёту и снимают с него все деньги.

Как защитить свои деньги

Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк уже не получится. Поэтому стоит придерживаться основных правил безопасности, чтобы не поддаться на уловки мошенников и не потерять деньги:

  • Всегда набирайте только официальный номер банка. Он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка.

  • Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.

  • Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните Ф. И. О. и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Номер нужно набрать вручную.

  • Не стоит паниковать и спешить. По действующему законодательству, если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит её на срок до двух суток. Дополнительного согласия клиента на блокировку не требуется.

  • Сразу после блокировки банк должен сообщить клиенту о случившемся. Это может быть звонок, СМС-сообщение, push-уведомление в мобильном приложении банка. В случае если банковская система защиты приняла операцию клиента за сомнительную по ошибке, нужно подтвердить, что клиент действительно её проводит. При этом операторы не просят называть кодовых слов и кодов из СМС.

  • Это решение необходимо принять в течение 48 часов — этого времени достаточно, чтобы хорошо всё обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдёт.

  • Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-код. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.


  • Поделиться
    Отправить
    Вотсапнуть