Пермь,
19 апреля 2024 г., пятница

Встречаем «Дягилев +»

Организаторы Дягилевского фестваля предложили пермякам трёхдневный марафон

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
курентзис

С 18 по 20 ноября Теодор Курентзис и Пермская опера представят проект Международного Дягилевского фестиваля в специальном формате, учитывающем реалии пандемического времени, — «Дягилев +» (12+). Трёхдневный марафон вместит в себя российскую премьеру нового сочинения Алексея Ретинского, Четвёртую симфонию Брамса и подборку камерных сочинений от средневековой баллады до мистического струнного «эмбиента» 1960-х, сообщают в Пермском театре оперы и балета.

Все произведения прозвучат в исполнении музыкантов оркестра и хора musicAeterna под управлением Фёдора Леднёва и Теодора Курентзиса.

Откроется «Дягилев +» 18 ноября российской премьерой нового сочинения композитора Алексея Ретинского, который стал первым резидентом Дома радио в Санкт-Петербурге, где сейчас базируется musicAeterna. Krauseminze — это пятнадцатиминутное сочинение для голоса и симфонического оркестра, вдохновлённое поэтическим миром Пауля Целана. Для музыки этого сочинения, напоминающего структуру сновидения, свойственна многослойность временных и семантических пластов, которые, мимикрируя, с лёгкостью проникают один в другой.

Во второй части концерта оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит Четвёртую симфонию Иоганнеса Брамса. Масштабная, глубокая и вдохновенная, созданная на исходе XIX века последняя симфония Брамса щедро делится со слушателем мелодическими и гармоническими богатствами, накопленными австро-немецкой традицией за несколько веков.

Музыканты представят программу на сцене Пермского театра оперы и балета 18 ноября дважды: в 18:00 и 21:00.

Следующие два дня будут посвящены камерной музыке. Программа составлена преимущественно из редко исполняемых сочинений различных эпох и стран: от выдающихся образцов французской полифонии XIV века до остроэкспериментальных опусов, написанных нашими современниками.

В программе концерта 19 ноября — изысканная любовная баллада De Fortune me doi pleindre et loer средневекового французского поэта и композитора Гийома де Машо, пьеса итальянского композитора-мистика Джачинто Шельси Anahit и фрагменты Song Book Бернарда Ланга — атональная мозаика с вкраплениями рока и джаза. Медитативная песня английского лютниста XVI–XVII веков Джона Доуленда прозвучит в авторском переложении для весьма неожиданного состава инструментов. Солист musicAeterna Андрей Волосовский исполнит пьесу для перкуссии греческого композитора Яниса Ксенакиса Rebonds B — «абстрактный ритуал ... без примесей фольклора», как характеризует её сам композитор, а Алексей Ретинский представит ещё одно сочинение, родившееся в стенах Дома радио и впервые прозвучавшее в исполнении musicAeterna — Rex Tremendae.

Во второй вечер, 20 ноября, музыканты musicAeterna вновь обратятся к музыке Гийома де Машо и исполнят его Credo in unum Deum — фрагмент мессы, ранний артефакт авторской духовной музыки. Также в программе — пятиминутная композиция Арво Пярта Psalom, написанная в авторской технике тинтинабули, и сочинение Хельмута Лахенмана „…zwei Gefühle…». «Два чувства», указанные в названии композиции, — это страх и любопытство, ощущение угрозы перед тьмой пещеры и страстное желание узнать, что в ней находится. Это состояние, описанное в заметках Леонардо да Винчи, основоположник «инструментальной конкретной музыки» Лахенман исследует своими методами. Строки да Винчи разбросаны по партитуре, а слушателю предлагается воссоздать их смысл через «квазимелодизм» пьесы.

Камерные концерты пройдут в пространстве пятого цеха «Завода Шпагина».

Все мероприятия будут проходить со строгим соблюдением мер безопасности для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, подчёркивают организаторы. Ношение масок, соблюдение социальной дистанции и использование средств для дезинфекции рук обязательно как для участников, так и для зрителей и гостей событий.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть