Пермь,
16 апреля 2024 г., вторник

«Пермская коллекция» Акселя Страшного

Увидела свет книга о насекомых антропоцена из коллекции Пермского краеведческого музея

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
The Permian Collection_1

Художник Аксель Страшной, участник проекта Пермского краеведческого музея «Добро пожаловать в Антропоцен!», издал книгу «Пермская коллекция» (The Permian Collection) (16+). Книга представляет новую энтомологическую коллекцию Пермского краеведческого музея, идею которой художник предложил во время арт-резиденции в музее в 2018 году, сообщают в пресс-службе краеведческого.

В издание вошли фотографии Акселя Страшного и описания систематических групп коллекции. Статьи к книге подготовили Лариса Жужгова, заведующая сектором естественноисторических коллекций Пермского краеведческого музея, хранитель коллекции энтомологии, Юлия Глазырина, заместитель директора музея, и Катарина Лопаткина, историк искусства, заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа (2006–2017 гг.).

Дизайнер книги — Пьетке Виссер, арт-директор бюро Kuudes (Хельсинки), многократный лауреат международной премии Red Dot International Design Awards.

Предыстория «пермской коллекции» такова. Согласно действующим музейным инструкциям по учёту и хранению музейных ценностей музей дважды в год проводит профилактические работы — обработку фондохранений от насекомых, чтобы сохранить коллекции (чучела животных, ткани, гербарии, кожаные переплёты книг, бумагу, обувь и т. п.). Аксель обратил на это внимание и предложил собрать таких насекомых, а также провести их определение.

— Обычно погибшие в ходе борьбы за сохранность культурного наследия насекомые видятся как не представляющие ценности. Идея Акселя Старшного была в том, чтобы изменить это. По его просьбе все насекомые, найденные после обработки помещений с экспонатами, были собраны, задокументированы и классифицированы, став 199 единицами хранения — коллекцией насекомых эпохи антропоцена. Эта новая коллекция стала метафорой собирательской стратегии натуралистического музея: чтобы попасть в музей и стать экспонатом, живое существо должно умереть. Кроме того, художник создал фотодокументальный каталог всех этих насекомых. Проект выступает в двух ипостасях — как произведение искусства и как научная коллекция, включённая в естественнонаучное собрание музея, — отмечает Катарина Лопаткина, историк искусства.

Насекомые собирались непосредственно в здании музея в течение весенне-летнего сезона 2018 года. Определяли коллекцию учёные кафедры зоологии беспозвоночных ПГНИУ при участии научных сотрудников Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева (Москва). Оказалось, что из 199 собранных экземпляров лишь 10% — вредители. Среди них — жук музеорум (музейный кожеед), получивший своё название за причиняемый музейным коллекциям вред, а также другие виды кожеедов и моли. В коллекцию попали и те насекомые, которые живут рядом с музеем, составляют урбоэнтомофауну, случайно заброшены на подоконники во время грозы или прячутся в экспозиционных залах. Большинства видов до этого в музейной энтомологической коллекции не было, т. к. никому ранее не приходила идея провести комплектование в городе, вблизи музея или даже в самом музее. «Насекомые антропоцена» пополнили энтомологическую коллекцию музея, которая не обновлялась c 2008 года.

После снятия ограничений на передвижения в связи с пандемией состоится презентация книги. Часть тиража будет передана в региональные краеведческие музеи.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть