Возвращение науки
В Перми появилось панно «Наука 2.0» взамен утерянной работы супругов Калюпановых
Этой осенью на здании корпуса научно-производственного предприятия «ТИК», расположенного на правом берегу Дзержинского района, появилось панно «Наука 2.0», которое создали пермские художники Алексей Besto и Борис Guliver.
Новый арт-объект — отсылка к знаменитому советскому панно «Наука» супругов Калюпановых. Оно более 30 лет украшало стену здания НИИУМС в самом центре Перми на ул. Ленина. Однако в 2017 году произведение искусства было безвозвратно утеряно во время реконструкции, а теперь возродилось в новом виде.
Сила преемственности
Автором эскиза стал Рустам Исмагилов. Он рассказал «Пятнице», что работу начали вести ещё весной, с мая.
«Смысл работы был сразу оговорён и обсуждался: должна была быть отсылка к панно «Наука» Калюпановых», — рассказал художник редакции газеты.
Компания «TИК», на здании которой появился рисунок, специализируется на разработке и производстве приборов и систем мониторинга, диагностики и противоаварийной защиты промышленного оборудования по параметрам вибрации. Предприятие является продолжателем традиций и опыта Научно-исследовательского института управляющих машин и систем (НИИУМС). Сотрудники этого института как раз и основали «ТИК».
Основой прежней композиции был разворачивающийся рулон бумаги. Он олицетворял спираль технического прогресса. Такой же концепт лёг и в основу создания «Науки 2.0», выразив таким образом преемственность.
В пресс-службе компании отмечают: «Это не просто украшение производственного корпуса, это наше наследие, отражение достижений настоящего и мечты о будущем».
Сейчас арт-объект украшает стену производственного цеха на ул. Докучаева, 37. Его размеры — 17 м в ширину и 6,5 м в высоту.
Что имеем, не храним
Панно «Наука» появилось на фасаде корпуса НИИУМС на ул. Ленина, 66 в далёком 1982 году. Его создатели, художники-скульпторы Степан и Елена Калюпановы, и не предполагали, что их работа со временем будет утеряна.
«Наука» была посвящена научно-техническому прогрессу. В центре композиции изображены четыре фигуры учёных, вписанные в спираль, разворачивающуюся из рулона чертежей. Рядом с людьми науки — микроскопы, книги и другие атрибуты постижения и изменения мироустройства.
При этом работа была выполнена в уникальной технике. Большое панно собирали из эмалированных панелей, которые специально для этих целей изготавливались на Лысьвенском металлургическом заводе.
Во время капитального ремонта фасада бывшего института панно демонтировали. Собственники здания сослались на то, что фасад здания находится в аварийном состоянии. Это вызвало возмущение горожан, однако, как выяснилось, произведение искусства не было внесено в реестр культурного наследия, так как ему на тот момент ещё не исполнилось 40 лет. К тому же формально оно никому не принадлежало.
Власти Перми пообещали, что сохранят панели с эмалью. Элементы арт-объекта должны были перевезти в хранилище. Однако дальнейшая судьба уникального панно осталась неизвестной, а в каталоге монументального искусства Перми на сайте Пермской художественной галереи этот объект значится утраченным.
Отметим, панно не только украшало архитектурный комплекс научного института, но и иллюстрировало его специализацию. Эта композиция передавала дух времени и стремления советских учёных.
Кстати, позже супругов Калюпановых даже пригласили работать в Москву. В столице знаменитые пермские художники украсили эмалью станции метро и улицы.