Деньги и дети: взрослый подход
Делимся советами специалистов о том, как повысить финансовую грамотность детей и подростков
У одного ребёнок собирает в копилку все данные ему деньги, у другого — сразу «спускает» их, у третьего вообще карманных денег нет. Взрослые и сами часто не являются образцом финансовой грамотности. А как помочь нашим детям разобраться в финансах, грамотно тратить деньги, научиться их зарабатывать, а затем — мудро строить и свой семейный бюджет?
У нынешних детей гораздо больше возможностей получить такие
знания, чем было у их родителей, бабушек и дедушек. Например, школа Skysmart
предлагает советы по воспитанию финансовой грамотности с детсадовского возраста
и до старшей школы.
Дошкольнику лучше дать очень простое представление о
деньгах. Например, в магазине объясняйте, почему вы выбрали именно эти товары,
сколько они стоят, какая в целом сумма есть на покупки. Расскажите, сколько
стоит один час вашего труда, лучше — на понятном примере: сколько вам нужно
поработать, чтобы купить новую игрушку.
В младшей школе можно выдавать ребёнку карманные деньги,
чтобы научить навыку планирования трат. Сначала можно выдавать их каждый день,
затем — раз в неделю. Приучите его записывать в отдельную тетрадь доходы и расходы.
Объясните, что необязательно тратить всё сразу, часть можно откладывать на
игрушку, развлечения.
В средней школе (пятые–восьмые классы) ребёнок может сам
ходить за продуктами. Учите его обращать внимание на фасовку товаров,
сравнивать цены, считать сдачу, проверять чек. Познакомьте его с работой
банков, только в простой форме. Его «депозитом» может стать копилка: с вас —
оставшаяся в кошельке мелочь, с ребёнка — первые накопления. Вместе планируйте,
на что можно потратить деньги, ставьте цель на несколько месяцев.
Хорошо, если к старшей школе (9–11-е классы) ребёнок
научился разумно тратить деньги, умеет не спускать всё и сразу. С 14–16 лет
подросток может сам зарабатывать деньги: выгуливать собак, делать фотографии,
писать тексты для социальных сетей. Помогите ему найти подработку через
знакомых или подскажите фриланс-биржи с разовыми платными заданиями (Unu,
Kwork, Freelance). Самостоятельный заработок научит уважительно относиться к
труду быстрее, чем сто лекций.
Финансовый аналитик Максим Павловский в своём блоге тоже
отмечает, что важно учить детей складывать найденные деньги в копилку, это
прививает навык сохранения. В его семье есть поговорка «Денежка, приведи
денежку», дети время от времени пересчитывают деньги в копилке, видят, что
сумма становится больше. Ещё одна важная вещь — бережное отношение к вещам.
Если ребёнок что-то специально ломает, родители больше это не покупают, это
ребёнок может купить только из своих накоплений.
Павловский считает важным учить ребёнка объяснять, зачем ему
та или иная желаемая вещь в магазине. Если аргументы убедительны — покупайте,
если неубедительны — нет. Если хочется сразу несколько вещей, то учите выбирать
ту, которая нужнее именно сейчас.
Совет родителям подростков: выдавайте карманные деньги
периодично и приучайте, что до какого-то срока их больше не будет. Разделяйте
суммы — это на обеды, это на карманные расходы. Если выдавать сумму без
разделения, то ребёнок может перестать ходить на обед ради своих первых
небольших покупок. Учите подростка ставить финансовые цели: в начале года
обговаривайте, что на летних каникулах у него будут общие с семьёй развлечения,
а если он хочет свои отдельные, то на них имеет смысл начать копить сейчас.
Хорошая привычка также — собирать его друзей в гостях и
играть в финансовые игры, на их примере изучать понятия инвестирования,
реинвестирования, сложного процента.
Кстати, в Перми родители могут знакомить детей с финансами с
помощью книг, спектаклей и авторских тренингов Эдуарда Матвеева из серии
«Лесная биржа». Такой подход позволит не только получить знания, но и
сформировать устойчивые навыки грамотного финансового поведения в жизни.