Пермь,
1 мая 2024 г., среда

Деньги и дети: взрослый подход

Делимся советами специалистов о том, как повысить финансовую грамотность детей и подростков

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Дети и деньги

У одного ребёнок собирает в копилку все данные ему деньги, у другого — сразу «спускает» их, у третьего вообще карманных денег нет. Взрослые и сами часто не являются образцом финансовой грамотности. А как помочь нашим детям разобраться в финансах, грамотно тратить деньги, научиться их зарабатывать, а затем — мудро строить и свой семейный бюджет?

У нынешних детей гораздо больше возможностей получить такие знания, чем было у их родителей, бабушек и дедушек. Например, школа Skysmart предлагает советы по воспитанию финансовой грамотности с детсадовского возраста и до старшей школы.

Дошкольнику лучше дать очень простое представление о деньгах. Например, в магазине объясняйте, почему вы выбрали именно эти товары, сколько они стоят, какая в целом сумма есть на покупки. Расскажите, сколько стоит один час вашего труда, лучше — на понятном примере: сколько вам нужно поработать, чтобы купить новую игрушку.

В младшей школе можно выдавать ребёнку карманные деньги, чтобы научить навыку планирования трат. Сначала можно выдавать их каждый день, затем — раз в неделю. Приучите его записывать в отдельную тетрадь доходы и расходы. Объясните, что необязательно тратить всё сразу, часть можно откладывать на игрушку, развлечения.

В средней школе (пятые–восьмые классы) ребёнок может сам ходить за продуктами. Учите его обращать внимание на фасовку товаров, сравнивать цены, считать сдачу, проверять чек. Познакомьте его с работой банков, только в простой форме. Его «депозитом» может стать копилка: с вас — оставшаяся в кошельке мелочь, с ребёнка — первые накопления. Вместе планируйте, на что можно потратить деньги, ставьте цель на несколько месяцев.

Хорошо, если к старшей школе (9–11-е классы) ребёнок научился разумно тратить деньги, умеет не спускать всё и сразу. С 14–16 лет подросток может сам зарабатывать деньги: выгуливать собак, делать фотографии, писать тексты для социальных сетей. Помогите ему найти подработку через знакомых или подскажите фриланс-биржи с разовыми платными заданиями (Unu, Kwork, Freelance). Самостоятельный заработок научит уважительно относиться к труду быстрее, чем сто лекций.

Финансовый аналитик Максим Павловский в своём блоге тоже отмечает, что важно учить детей складывать найденные деньги в копилку, это прививает навык сохранения. В его семье есть поговорка «Денежка, приведи денежку», дети время от времени пересчитывают деньги в копилке, видят, что сумма становится больше. Ещё одна важная вещь — бережное отношение к вещам. Если ребёнок что-то специально ломает, родители больше это не покупают, это ребёнок может купить только из своих накоплений.

Павловский считает важным учить ребёнка объяснять, зачем ему та или иная желаемая вещь в магазине. Если аргументы убедительны — покупайте, если неубедительны — нет. Если хочется сразу несколько вещей, то учите выбирать ту, которая нужнее именно сейчас.

Совет родителям подростков: выдавайте карманные деньги периодично и приучайте, что до какого-то срока их больше не будет. Разделяйте суммы — это на обеды, это на карманные расходы. Если выдавать сумму без разделения, то ребёнок может перестать ходить на обед ради своих первых небольших покупок. Учите подростка ставить финансовые цели: в начале года обговаривайте, что на летних каникулах у него будут общие с семьёй развлечения, а если он хочет свои отдельные, то на них имеет смысл начать копить сейчас.

Хорошая привычка также — собирать его друзей в гостях и играть в финансовые игры, на их примере изучать понятия инвестирования, реинвестирования, сложного процента.

Кстати, в Перми родители могут знакомить детей с финансами с помощью книг, спектаклей и авторских тренингов Эдуарда Матвеева из серии «Лесная биржа». Такой подход позволит не только получить знания, но и сформировать устойчивые навыки грамотного финансового поведения в жизни.


Также по теме


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть