Пермь,
20 апреля 2024 г., суббота

Расставить по местам

Жители Перми вместе с представителями администрации, сотрудниками ГИБДД и общественниками обсудили изменения в Правила благоустройства, необходимые для урегулирования вопроса размещения электросамокатов на территории города

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Электросамокаты

Всего неделя осталась до начала новой календарной весны. Ещё полтора месяца пройдёт до момента, когда снег в Перми растает, обнажится асфальт и дорожные службы традиционно приступят к уборке проезжей части и тротуаров. В это же самое время на улицах заметно увеличится количество пользователей сезонных транспортных средств: мотоциклов, скутеров, велосипедов и электросамокатов. При этом тех, кто предпочитает последние, в этом году могут ждать серьёзные изменения — в Перми готовятся утвердить новые правила, которые упорядочат вопрос парковки и размещения двухколёсных устройств с электродвигателем.

В нашем городе продолжается работа по наведению порядка в сфере использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) — так официально называется группа сезонных транспортных средств, для управления которыми не обязательно получать водительское удостоверение. Это электросамокаты, электроскейтборды и прочие подобные устройства.

Особенно популярны они стали после появления кикшеринговых компаний, которые сдают их в аренду. В Перми такие услуги начали предоставлять около трёх лет назад, а в прошлом сезоне сервис получил широкое распространение. Для одних пермяков это стало новым аттракционом и развлечением, для других — возможностью быстрого перемещения по городу независимо от расписания общественного транспорта и наличия собственного автомобиля.

Однако лёгкая доступность и отсутствие жёстких ограничений при использовании электросамокатов привели к негативному результату — резко увеличилось количество дорожных происшествий с участием СИМ. За 2023 год, например, было зарегистрировано 76 ДТП с электросамокатами, в которых один человек погиб и 81 был травмирован. При этом 71% таких случаев произошли с устройствами, взятыми в аренду.

По словам начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД города Перми Владимира Яцука, в основном пользователи электросамокатов допускают наезды на пешеходов и столкновения.

«Это связано с тем, что зачастую люди, берущие самокаты в аренду, не соблюдают правила дорожного движения и развивают значительную скорость на тротуарах. Отдельная проблема — использование электросамокатов подростками. По количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Прикамье занимает второе место среди регионов РФ — за сезон было зарегистрировано 2147 нарушений, допущенных гражданами, которые использовали для передвижения средства индивидуальной мобильности», — отметил Владимир Яцук.

Общая задача

Проблема безопасности разных участников дорожного движения, связанная с распространением кикшеринга и повсеместным ростом популярности электросамокатов, касается сегодня многих городов мира. Власти каждого мегаполиса решают её по-разному. Например, в Париже с сентября прошлого года введён полный запрет на использование электросамокатов, в Токио эта отрасль контролируется административно — устройства надо регистрировать в полиции, получать номер, платить транспортный налог, оснащать зеркалами заднего вида, поворотниками и стоп-сигналами, а в Лондоне пользоваться этим двухколёсным транспортом могут только совершеннолетние люди, прошедшие обучающий курс и получившие право управления.

В Перми наводить порядок в отрасли кикшеринга тоже начали не сегодня. Связанные с этим вопросы входят в актуальную повестку буквально с момента появления в городе первого подобного сервиса. Администрация Перми и ГИБДД не первый год ведут совместную работу по наведению порядка в сфере использования электросамокатов и обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Кроме того, эксплуатация электросамокатов частично регламентируется действующими Правилами благоустройства. В частности, согласно им на территории общего пользования запрещено складировать или временно хранить имущество, предназначенное для личного пользования. СИМ запрещено оставлять на газонах, цветниках, детских игровых и спортивных площадках, на спортивных площадках вне специально отведённых для этого мест. Тем не менее эти правила нередко нарушаются и жители замечают, что электросамокаты оказываются брошенными в неположенных местах. В прошлом году по факту таких нарушений было составлено 118 протоколов, направлено 428 уведомлений о привлечении к административной ответственности.

Правила для каждого

Для порядка на улицах и снижения рисков травмирования жителей власти Перми решили усовершенствовать действующие Правила благоустройства, дополнив их пунктами, которые урегулируют вопрос размещения электросамокатов. Нововведения необходимы для выработки конструктивного подхода к организации безопасного движения и парковки устройств.

Подготовка для внесения соответствующих изменений проходит в несколько этапов. Осенью по инициативе городской администрации был проведён онлайн-опрос об отношении пермяков к работе сервисов проката электросамокатов. Голосование проходило в социальной сети «ВКонтакте». Более 55,9% участников выступили за запрет работы кикшеринга.

В начале февраля в мэрии прошли публичные слушания по вопросу корректировки Правил благоустройства, в которых приняли участие активисты, жители и сотрудники ГИБДД.

Как рассказала во время обсуждения заместитель начальника городского департамента дорог и благоустройства Елена Мамонова, изменения предполагают определённые требования к размещению электросамокатов. Так, планируется дополнить правила разделом, который предусматривает, что СИМ на территории общего пользования должны размещаться исключительно на велопарковках. Это относится как к электросамокатам, используемым в коммерческих целях, так и к находящимся в личном пользовании. В центральном планировочном районе города, ограниченном реками Камой, Данилихой, Егошихой, улицей Чкалова, экстрим-парком, вокзалом Пермь II и Решетниковским спуском, парковки для СИМ не предусмотрены.

Предлагаемыми изменениями планируется также урегулировать вывоз или перемещение прокатных СИМ, оставленных вне специально определённых мест, с последующей компенсацией затрат за их перемещение и хранение.

Председатель ТОС «Посёлок Геологов» Екатерина Черемных рассказала, что очень часто сталкивается с жалобами жителей на брошенные электросамокаты на газонах и тротуарах: «Конечно, необходимо навести порядок в этом вопросе. Очень часто можно наблюдать картину, как на самокате катаются вдвоём и даже втроём. Скорость их передвижения на тротуарах явно выше разрешённой. На пешеходном переходе водители электросамокатов неожиданно выскакивают перед автомобилистами, что создаёт опасные дорожные ситуации».

По словам доктора технических наук, директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, наиболее оптимальной выглядит идея, когда муниципалитет предоставляет определённые места, которые будут контролировать кикшеринговые компании, чтобы там осуществлялись начало и конец поездки арендованных электросамокатов. 

«Это могут быть велопарковки, места возле тротуаров и велодорожек. Кроме того, прогрессивными являются технологии программного ограничения скорости арендованного электросамоката при вхождении его в зону скоростных ограничений, например в центральном планировочном районе города. Данный комплекс мер поможет привить культуру вождения любителям электросамокатов, снижая скорость там, где существует плотный пешеходный трафик», —– отметил эксперт.

В завершение публичных слушаний представители мэрии отметили, что предложения и замечания, которые поступили от участников, будут рассмотрены и проанализированы. Далее будет дано мотивированное объяснение принятия или отклонения предложений. При необходимости на их основе в проект решения будут внесены корректировки.


Также по теме


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть